10/07/14
Ночь новых медиа. Путешествие в пространстве и времени

Если вам трудно сделать выбор между выходными с  динамикой ночных клубов и отдыхом на лоне природы, то это ежегодное событие способно перевернуть мир с ног на голову,  сплетая самые смелые идеи и желания в радужное полотно для всех органов чувств.

Деревня Никола-Ленивец вписана в информационные медиа с момента начала фестивалей в 2006 году. На территории Национального парка «Угра» крестьянский сельский ландшафт обрел новую жизнь под инициативой Николая Полисского, а земли заполонили лэнд-арты, цель которых – не исказить пространство, а дополнить его обособленным существованием.

Большинство инсталляций, подготовленных специально для Ночи Новых Медиа 2014,  задуманы как арт-объекты, раскрывающие свою мощь в темноте ночи. Это не помешало гостям фестиваля приехать сюда целыми семьями. Далеко не все объекты находятся в зоне видимости, и без карты, а зачастую и проложенного заранее маршрута, неподготовленному путнику здесь легко заблудиться. Участники и организаторы решили проблему неординарно – на всей территории фестиваля расположилась ландшафтная световая инсталляция «Connecting Light» американского медиахудожника Закари Либермана.  Огромные шары, плавно меняющие цвет, создают коммуникационную сеть длиной 2 км,  помогая ориентироваться на местности посредством импульсов света.

В небезызвестной «Ротонде», превратившейся в синтетический павильон «Посвящение Скрябину»,  в эту ночь царила атмосфера слияния цвета, звука и…запаха. Дмитрий ::vtol:: Морозов пошел дальше интерактивных аудиовизуальных инсталляций и дополнил картину ускользающим ароматом, который жил по своим законам и правилам, пресекая пространственно-временной континуум и играя с рецепторами публики. Созданный художником сюрреализм воздействует на внешние органы восприятия, и зритель (хотя трудно ограничиться этим определением) погружается в подсознание, ощущая нюансы чувственных импульсов.

Эффект продлевали уже существующие конструкции, трансформировавшиеся в подвижные объекты благодаря синергии электричества и воображения.  Кинестетические лазерные, аудиовизуальные, анаморфозные световые ландшафтные инсталляции, в том числе созданные по проектам студентов и выпускников Школы Родченко, искажали привычные ощущения и ожидания, чтобы на одну ночь в году мы могли ощутить себя на другой планете, погрузиться в собственные ощущения, осознать энергию пространства и удивиться возможностям человеческого тела и разума. Интегрированные в природную среду звуки выстрелов и пулеметных очередей, яркие концептуальные инсталляции, биолюминесцентные огни и сложные визуальные построения, – эко-техно-фетишизм, рушащий установки, открывающий возможности, заставляющий посмотреть на привычные вещи под другим углом.

Будоражащий воображение «Вселенский разум», девятиметровая конструкция, ставшая в ночь в субботы на воскресенье эпицентром фестиваля, после заката превратилась в живой организм, пульсирующий палитрой электроцветов.  В полночь к поражающим масштабами визуальным эффектам добавились звуки музыки на неизвестных миру языках аудиального восприятия реальности. До рассвета играющий огнями ландшафт озарялся симбиозом электробитов и вокала; Ульрих Шнаус, Emptyset и Mouse on Mars создали новый мир, побывать в котором – открытие, не прийти к нему – преступление.

Отдельными площадками для погружения в аудиовизуальную эйфорию служили Плавучая сцена и Афиша Волна, где слушатели и зрители могли насладиться коллажами акустических шедевров. Foresteppe, Feldmaus, DJ Илья Рихтер, Eholow и другие участники фестиваля позволили качественным лайвам проникнуть в самую суть если не бытия, то музыкального восприятия как минимум.

По пути к палаточному лагерю мы попали в зону вязкого плотного тумана. Хотелось идти на ощупь и звать лошадку. Появились предположения, что непроницаемая пелена – одна из работ гениальных художников. Через несколько метров, пока шли споры о  загадочном возникновении тумана, он исчез столь же неожиданно и быстро, как появился. Казалось, нужно было пройти из мира красок, звуков и запахов, открывающих двери в непознанную вселенную, обратно, в привычную реальность, где каждому под силу творить, осязать, чувствовать и не переставать удивляться миру, воплощая игры разума и электричества в цепочку новых законов и явлений, расширяющих границы возможностей.