14/11/18
С. Дукачев

Объект 279: советский танк, созданный для ядерного апокалипсиса

Наступление ядерной эпохи и риск начала войны с использованием оружия массового поражения ставил перед конструкторами танков новые задачи. Необходимо было создать машину, готовую без проблем выполнить поставленную задачу в условиях применения ядерного оружия. Такой танк должен был обладать повышенной защищенностью и высокой проходимостью. В 1959 году советские конструкторы представили Объект 279, прозванный "танком апокалипсиса".

На Ла-Манш!

После окончания Второй мировой войны Советский Союз обладал мощнейшей сухопутной армией в мире. Главным ударным кулаком СССР в Европе была группировка войск в Восточной Германии, насчитывавшая до полумиллиона солдат и офицеров и несколько тысяч танков самых современных моделей.

В случае перерастания Холодной войны в открытый вооруженный конфликт Советская армия и ее союзники должны были мощным и стремительным ударом бронетанковых частей прорвать оборону НАТО, выйти на оперативный простор и, спустя некоторое время, дойти до Атлантического океана.

Советские стратеги полагали, что ядерное оружие будет важным, но не решающим фактором успеха в войне. Ставка делалась на классический прием — захват территории противника.

Однако обычные танки для войны в условиях ядерного апокалипсиса не подходили. Нужна была особенная машина, которая, во-первых, должна была защитить экипаж от радиоактивного излучения, во-вторых, уметь без труда преодолевать любые препятствия на испещренной ямами и воронками от снарядов местности, в-третьих, весить не больше 60 тонн, и при всем этом обладать мощным вооружением.

Танк апокалипсиса

Разработка машины была поручена конструкторскому бюро Кировского завода. Опытный образец получил название "Объект 279" и был представлен в 1959 году.

Одной из "изюминок" танка — был его необычный внешний вид. Слегка приплюснутый корпус чем-то напоминал по форме летающую тарелку. Такая конструкция должна была воспрепятствовать переворачиванию машины ударной волной от ядерного взрыва. Корпус танка был помещен на оригинальную ходовую часть с четырьмя гусеницами по две с каждой стороны.

Инженеры смогли разместить в танке экипаж из четырех человек. Командир, наводчик и заряжающий располагались в башне, а механик сидел в передней части корпуса.

Волноваться за свои жизни экипажу не стоило: "Объект 279" был самым защищенным танком своего времени. На некоторых участках толщина брони достигала 319 миллиметров (почти 32 сантиметра). Машина могла выдержать попадание бронебойного 122-миллиметрового снаряда. По оценкам специалистов, 279-й был защищен в пять раз лучше танка Т-34. При всем этом конструкторы смогли уложиться в заявленный вес в 60 тонн.

Танки грязи не боятся

Другой "фишкой" "Объекта 279" была четырехгусеничная ходовая часть. Предполагалось, что танки этой модели будут находиться на острие атаки, а потому они должны были без труда преодолевать воронки от взрывов, взрыхленный грунт, завалы, грязь и прочие препятствия, да к тому же с весьма приличной скоростью —  до 55 километров в час.

Четыре гусеницы давали машине огромное преимущество в проходимости по сравнению с двухгусеничными танками. Конструкция ходовой части "Объекта 279" исключала его посадку на "брюхо" во время прохождения вертикальных препятствий.

Союзники по НАТО предусматривали возможность разрушения водохранилищ и речных русел для остановки наступления советских войск. "Объект 279" был приспособлен для преодоления затопленных водой участков с максимальной глубиной брода до 1,2 метра.

Оружие прорыва

С пушкой у "танка апокалипсиса" также все было в порядке: 130-миллиметровый ствол со скорострельностью до пяти выстрелов в минуту — неплохой показатель даже для современных машин. К услугам экипажа были продвинутые в те годы системы — комплекс ночного видения, оптический дальномер, инфракрасный прожектор. Дополнял это великолепие 14,5-миллиметровый пулемет на башне.

Так как танк должен был действовать на зараженной местности, его оснастили системой радиационной защиты. Внутри создавалось избыточное давление, исключавшее проникновение в танк радиоактивных частиц.

Музейный экспонат

Несмотря на амбициозность проекта, вскоре после начала испытаний стало ясно, что выйти на серийное производство шансов у него нет. Ходовая часть была как одним из главных плюсов танка, так и его основным минусом. Сложности в эксплуатации и ремонте, особенно в условиях распутицы, а также сопротивление повороту в 12 раз большее, чем на танках с двумя гусеницами — эти недостатки стали роковыми для "Объекта 279".

Окончательный крест на проекте "танка апокалипсиса" поставил Никита Хрущев в июле 1960 года. Глава государства в свойственной ему волюнтаристской манере строго запретил выпускать танки массой свыше 37 тонн — именно столько весил Т-62, массовое производство которого началось в следующем году.

Так и не попавший на конвейер "279-й" был вынужден довольствоваться Бронетанковым музеем в подмосковной Кубинке. Единственный экземпляр этого необычного танка хранится там до сих пор.