05/12/18

Опришки: чем прославились карпатские Робины Гуды

Закарпатье и Галичина всегда были неспокойными землями. В конце XV столетия там родилась стихийная народная сила – опришки, которая стала грозой для помещиков и дворян. Впрочем, карпатские Робин Гуды далеко не всегда действовали в интересах угнетенных.

Зарождение

Происхождение названия «опришки» до конца не выяснено. По одной версии оно имеет ту же этимологию, что и слово «опричник» («оприч» – в стороне), по другой – является производным от польского термина «oppressor» – нарушитель.

Первые упоминания об опришках относятся к 1498 году, когда небольшие отряды разбойников начали регулярно грабить богатых феодалов. Брали ли они награбленное себе, или делились добычей с малоимущими односельчанами – точно не известно.

Существует мнение, что главной целью опришков было не восстановление справедливости, а лишь желание личной наживы. Многие из них занимались выпасом скота, а поэтому не сильно страдали от гнета панов. Тем не менее большая часть крестьянства сочувствовала опришкам и всячески им помогала – оружием, едой, кровом.

Крестьянская любовь

Этнический состав опришков был довольно пестрый – лемки, бойки, гуцулы и даже румыны. По свидетельству историков, к движению мог примкнуть любой авантюрист, независимо от положения, национальности и вероисповедания. Главное, чтобы он был носителем непокорного и свободолюбивого духа.

Властям приходилось нелегко с мобильными и быстрыми атаками сынов Карпат. Ведь опришки прекрасно ориентировались в горах и великолепно маскировали свои действия. Сезон охоты на панов продолжался с ранней весны до поздней осени: десятками уничтожались помещичьи усадьбы, а вместе с ними все документы на землю и крестьянские долговые расписки.

А вот зимы неуловимые мстители не любили. Снег делал все передвижения опришков слишком заметными, поэтому им приходилось расходиться по зимним квартирам. А весной нужно было формировать уже новые отряды, так как далеко не все вчерашние бунтари желали возвращаться в разбойничье ремесло.

Основным оружием опришков вплоть до конца XVII века выступали луки, копья, ножи и топорики. С XVIII столетия в их арсенал добавились пистоли и ружья. И все же символом доблести опришков являлся традиционный для карпатских горцев топорик-валашка, на котором они присягали при зачислении в отряд.

Олекса Довбуш

Первая волна массовых выступлений опришков пришлась на время Хмельниччины. В 1653 году около двух тысяч опришков примкнуло к войску сына Богдана Хмельницкого, Тимофею, а через год они под командованием полковника Гречки отметились героической обороной крепости Буша. Польские войска все же взяли твердыню, однако, защитники, обложив порохом замковые погреба, взорвали себя и немалую часть поляков.

На середину XVIII столетия прошелся пик наибольшей активности движения опришков, который совпал со знаменитыми гайдамацкими погромами. Именно этот период явил Украине национального героя и легендарного предводителя карпатских горцев – Олексу Довбуша.

Информация о нем крайне скупа. Достоверно известны лишь три даты: 1700 год – рождение будущего лидера опришков, 1738 год – первое задокументированное свидетельство о его повстанческой деятельности и 1745 год – гибель Довбуша.

Мифы описывают Олексу Довбуша как человека недюжинной силы, возможно и в действительности он обладал хорошими физическими данными – только силой и лидерскими качествами можно было завоевать уважение опришков. Довбушу удалось собрать довольно большой отряд, состоявший из беднейших слоев населения: прислуги, батраков, чабанов и разоренных крестьян.

Он дробился от своих бойцов слаженности и молниеносности действий. Поместья польских феодалов горели одно за другим. Богатым шляхтичам не помогала ни многочисленная охрана, ни отряды регулярной армии. Зачастую землевладельцам не оставалось ничего другого, как откупаться от Довбуша, обещая более сносные условия жизни для крестьянства.

Пожалуй, самая знаменитая страница деятельности Олексы Довбуша связана с поселком Борщёв, где его отряд напал на усадьбу польского магната Константина Злотницкого, печально прославившегося своим жестоким обращением с населением. Поместье было легко взято, а Злотницкого ждала долгая, мучительная пытка, за ней и смерть. «Не за деньгами твоими я пришел сюда, а по твою душу – чтоб ты людей больше не мучил. И не проси, и не трать слов без толку – все равно умрешь в лютых муках», – такие слова Довбуш якобы сказал напоследок кровавому магнату.

Никак не могли справиться с Довбушем паны. Даже коронный гетман Йосиф Потоцкий признавал, что управы на бунтаря нет. А погиб Дувбуш совершенно буднично, получив пулю от предавшего его соратника. Говорят, тело мертвого Олексы поляки еще долго возили по городам и селам, а затем по приказу Потоцкого разрубили на 12 частей и выставили на всеобщее устрашение.

В дальнейшем движение опришков уже не имело такого размаха и поддержки от населения. Благодаря активности австрийских властей в Галиции и на Буковине к концу XIX столетия все крупные повстанческие организации были ликвидированы.