Откуда у детей берутся «невидимые друзья»

Далеко не сразу мама поняла, что любимая подружка ее пятилетней дочки – это воображаемый персонаж. Реакция мамы – истерика.

И совершенно напрасно, считают психологи. Для детей такого возраста – это вполне рядовое явление. Впервые оно было описано еще в 90-х годах XIX века. Известные психологи Клаузен и Пассман рассказывают, что в те времена придуманных друзей представляли в виде духов, эльфов, гномов – словом, сверхъестественных существ.

В наше время это явление называют синдромом Карлсона. К примеру, каждый раз, когда ребенок разбросает и не уберет игрушки, что-то сломает или разобьет, сильно запачкает одежду во время игры, он перекладывает вину на воображаемого друга.

Докторская диссертация англичанки Карен Мейджорс как раз посвящена исследованиям феномена «невидимых друзей». Она установила, что из почти двух тысяч обследованных детей, 46 процентов имели своих карлсонов. А американские психологи утверждают, что с выдуманными друзьями хоть раз до семи лет общались 65 процентов малышей.

Медицинский эксперт Алексей Портнов видит корни этого явления в социальной среде. Его слова подтверждают коллеги-психологи, которые главными причинами появления воображаемых друзей называют дефицит общения и возникающее при этом чувство одиночества, либо наоборот – чрезмерную опеку. Понять, в чем именно у ребенка проблема, можно, только «ближе познакомившись» с невидимым приятелем малыша. К примеру, наиболее комфортно ваш сын чувствует себя в компании Человека-паука, который «прилетает» к нему ежедневно. Здесь явное чувство незащищенности ребенка, возможно, его часто ругают за любые, даже малейшие проступки, и только под «защитой своего друга» малыш чувствует себя комфортно.

Британские психологи считают, что подобная игра воображения совсем необязательно связана с какими-то проблемами маленького человека. Он может просто таким образом самовыражаться. Часть мозга, помогающая решать головоломки, справляться с проблемами, планировать свои действия, развивается в этом случае наиболее активно. При этом ребенок даже может ничего не выдумывать. Его другом может стать мягкая игрушка, которая «соскучилась без меня», цветок на окне или реальный котенок, «разговаривающий» с малышом только в отсутствие родителей.

Американские исследователи данной проблемы считают, что у детей от трех до шести в целом никакой проблемы нет. Это практически нормальное явление. А вот если в этот возрастной промежуток выдуманного друга не было, а затем он появился, скорее всего, это следствие перенесенного ребенком стресса. Катализатором может выступить какая угодно ситуация: появление младшего брата или сестренки, а с ним и меньшее внимание родителей, развод родителей, смерть любимой бабушки или гибель домашнего питомца и многое другое.

Но если ничего подобного не случилось, а ребенок вдруг начал общаться с выдуманным героем, возможно, есть повод обратиться к психологу. В данном случае врач, скорее всего, подскажет, какой вид деятельности захватил интерес вашего чада и чем его следует занять: художественное творчество, драмкружок, спортивная секция и прочее.

Больше всего родителей интересует вопрос: как относиться к «невидимым друзьям» ребенка? Ответ психологов любой страны однозначен: подыгрывать своему малышу. Но в меру. Необходимо выяснить, когда именно «друг» приходит, о чем говорит, чем они вдвоем занимаются – эта информация почти всегда дает ответ на вопрос, какая проблема заставила ребенка искать товарища по ту сторону реальности.

– Основной причиной все же является чувство одиночества, – говорит детский психолог Маргарита Барсукова. – Ребенку не хватает общения с ровесниками, но и со взрослыми доверительные взаимоотношения не установились. Выход – в параллельной реальности.

Другой вариант, о котором говорит детский психолог, у девочки или мальчика нет понимания с ровесниками: его или ее дразнят, не принимают в свои игры, над ним смеются. А друг из-за «зазеркалья» принимает его таким, какой он есть, он его понимает, всегда готов выслушать и посочувствовать.

Ученые из университета Орегона США заинтересовались, насколько реальны подобные невидимки для детей и чувствуют ли они грань между выдуманным миром и действительностью. Оказалось, что очень даже чувствуют. К товарищам–невидимкам дети относятся так же, как взрослые к героям полюбившихся фильмов: они им сопереживают, волнуются за них, представляют, как они могли бы поступить в той или иной ситуации, но прекрасно отдают себе отчет, что реальный и выдуманный – это совершенно разные миры.

Ученые утверждают: в подавляющем большинстве случаев «невидимки» не возникают у детей, согретых теплом и лаской, с которыми общаются на равных, уважая их мнение и давая возможность самовыразиться.