23 ноября 2006 года в Лондоне в результате отравления полонием скончался бывший подполковник органов советской и российской госбезопасности Александр Литвиненко. И по сей день это дело таит массу загадок. Рассмотрим основные версии произошедшего.
Предыстория
В 2000-м году Александр Литвиненко после возбуждения в его отношении двух уголовных дел бежал с семьей из России в Великобританию, где получил политическое убежище. Впоследствии тесно сотрудничал с британской разведкой МИ-6, писал разоблачительные материалы о представителях российской власти, в частности, обвиняя их в организации политических убийств. Финансировавший Литвиненко олигарх Борис Березовский утверждал, что тот опасался мести со стороны ФСБ за то, что прикоснулся к «коррупционным тайнам» Кремля.
1 ноября 2006 года в 2 часа дня в лондонском баре «Itsu» Литвиненко встретился с итальянским правозащитником Марио Скарамеллой, который должен был предоставить ему информацию по делу, касающемуся убийства журналистки Анны Политковской, после чего ненадолго заглянул в офис Березовского.
В 16:00 в отеле «Millennium» произошла еще одна встреча Литвиненко, на этот раз с давним знакомым, предпринимателем Андреем Луговым, бывшим сотрудником Главного управления охраны Российской Федерации.
Вечером того же дня Литвиненко почувствовал недомогание и, заподозрив пищевое отравление, промыл себе желудок. Процедура не помогла: пострадавший был госпитализирован в одну из лондонских клиник. Первоначальное подозрение врачей на отравление высокотоксичным ядом таллием не подтвердилось. Только 23 ноября, за три часа до смерти в моче пациента были выявлены следы радиоактивного вещества – полония.
Британия уверена
К расследованию по делу загадочной смерти Литвиненко приступило антитеррористическое управление Скотланд-Ярда, к которому присоединились разведывательные службы МИ-5 и МИ-6. По горячим следам были опрошены возможные свидетели происшествия, а также установлены маршруты передвижения Литвиненко накануне отравления. Так оперативники установили, что радиоактивный след полония тянется к гостинице «Millennium».
Активная фаза расследования продолжалась около двух месяцев, после чего, по сообщениям газеты The Sunday Times, представители Скотланд-Ярда заявили вдове Литвиненко Марине, что картина произошедшего им ясна. Ее муж, по словам следователей, умер из-за летальной дозы полония-210, который ему добавили в чай в отеле «Millenium». Главным обвиняемым по этому делу стал Андрей Луговой.
В июне 2007 года Министерство внутренних дел Великобритании отправило в Россию запрос об экстрадиции Лугового, на что Генеральная прокуратура РФ ответила отказом, мотивируя свое решение отсутствием достаточных доказательств вины российского гражданина. Кроме этого, российская сторона ссылалась на то, что власти Великобритании не предоставили официального патологоанатомического заключения о смерти Литвиненко.
А между тем в британском МИДе были уверены не только в виновности Лугового, но и в причастности к этому делу российских властей. К примеру, британский физик Норман Домби считает, что существует лишь одно место, где полоний произведен в объемах, использованных для этого убийства – завод «Авангард» возле города Саров. Однако российский химик Лев Федоров ставит под сомнение сам способ применения полония для убийства. По его словам, спецслужбам известно много ядов, которые не оставляют никакого следа в организме жертвы, маскируя смерть под сердечную или почечную недостаточность.
Что говорит Россия
Параллельно с британскими службами расследование по делу смерти Литвиненко вела и российская сторона. В июне 2007 года глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин заявил, что на данный момент российская прокуратура в качестве подозреваемого рассматривает и Андрея Лугового, хотя эта версия является крайне уязвимой. В частности, руководитель следственной группы Андрей Майоров заметил, что чай, в котором по версии британской полиции были обнаружены следы полония-210, Луговой покупал для собственного употребления.
Российская прокуратура рассматривала и другие версии убийства Литвиненко, в частности, изучала возможную причастность к этому делу Бориса Березовского. Так, в апреле 2007 года в эфире телеканала «РТР-Планета» было показано интервью с неким Петром, другом Литвиненко, который утверждал, что отравление организовано Березовским, поскольку Литвиненко знал, что Борис Абрамович якобы получил статус политического беженца подложным путем.
Генпрокуратура РФ также проверяла версию причастности к отравлению Литвиненко Леонида Невзлина, в то время сопредседателя НК «ЮКОС». В частности, следователи связали дело об отравлении российских граждан парами ртути, в котором обвинялись руководители «ЮКОСА», и произошедшее в Лондоне.
В мае 2013 года при подготовке процедуры дознания по делу Александра Литвиненко британскими официальными лицами было объявлено, что секретные материалы, якобы доказывающие причастность российских должностных лиц к отравлению, приниматься к рассмотрению не будут. Постановление вызвало негативную реакцию со стороны вдовы Литвиненко, которая обвинила Лондон и Москву в закулисном сговоре.
«По неосторожности»
Если обратиться к другим источникам, то можно найти множество версий того, кто мог быть заинтересован в убийстве Литвиненко. Подавляющая часть экспертных мнений склоняется в пользу российского следа преступления.
К примеру, Луговой, отрицая свою причастность к случившемуся, допускает, что Литвиненко могли отравить британские спецслужбы, так как тот стал ускользать из-под их контроля. Еще одно предположение Лугового – убийство Литвиненко было организовано «русской мафией» и связано с разоблачением одного из воров в законе.
Бывший коллега Литвиненко подполковник ФСБ Александр Гусак склоняется к версии кровной мести чеченцев. Таков, согласно Гусаку, был ответ на убийство чеченского пленного, якобы совершенное Литвиненко в 1996 году.
Другой бывший офицер ФСБ Михаил Трепашкин предполагает, что месть была иного рода. Это дело рук бывших коллег Литвиненко из Управления по разработке преступных объединений, которых погибший обвинил в попытке ликвидации Березовского, что сломало их карьеру.
Помимо умышленного убийства российские и зарубежные специалисты рассматривают также версии причинения смерти по неосторожности. Согласно этой точке зрения, Литвиненко мог участвовать в создании так называемой «грязной» ядерной бомбы и получить смертельную дозу облучения при попытке продажи опасного вещества.
Генеральный директор «Российской корпорации нанотехнологий» Анатолий Чубайс во всем обвиняет сторонников неконституционных вариантов смены режима, правда, без конкретизации фамилий. С его слов, они намеревались выстроить смертельную цепочку: Политковская – Литвиненко – Гайдар», что могло дискредитировать власть (в ноябре 2006 года Гайдар также попал в больницу с подозрением на тяжелое отравление).
А вот известный радиобиолог Жорес Медведев сомневается, что Литвиненко отравился, выпив разбавленный полонием чай, ведь этот элемент не всасывается в кровь через пищеварительный тракт. Куда более вероятно, что в организм Литвиненко попали радиоактивные пары полония. Именно об этом, по словам Медведева, и умолчало следствие.