Долгое время Европа представляла собой ряд малонаселенных, находящихся на периферии Евразии аграрных государств. Но за считанные века она превратилась в культурный и экономический центр мира. Разгадываем секрет «европейского чуда».
Европейская цивилизация выросла не на пустом месте, а наследовала богатейшую античную культуру, в первую очередь, Древнего Рима. Искусство, архитектура, строительные технологии, право, система управления, религия, военное дело – все это было адаптировано на почве зарождающихся средневековых феодальных государств Европы.
Массовые этнические перемещения, охватившие Европу в IV-VIII веках нашей эры привели к многочисленным войнам, но они также способствовали культурному, языковому и религиозному обогащению народов. Европа была сродни гигантскому плавильному котлу, в котором выкристаллизовывались и сохранялись наиболее жизнеспособные элементы.
Европейцы развили и усовершенствовали подход к науке, который сочетал в себе экспериментальные исследования и математический анализ. Наиболее наглядно это выразилось в трудах Галилея, Коперника, Гюйгенса и Ньютона.
Одним из ключевых факторов в развитии наук стало использование инструментального подхода. Применение телескопа, микроскопа, барометра, хронографа, секстанта, вакуумного насоса, электростатического генератора способствовало прорыву в области научных знаний.
В период Промышленной революции экономический рост стимулировала опора на богатый научный опыт и инновационные технологии. Использование квалифицированной рабочей силы значительно ускорило прогресс.
Европа, в отличие от многих других мест на Земле, занимает максимально благоприятное географическое положение. Американский биолог Джаред Даймонд, объясняя «европейское чудо», отмечает подходящие для одомашнивания растений и животных условия в этой части Евразийского континента.
Экономист из Колумбийского Университета Джеффри Сакс выдвинул гипотезу, согласно которой умеренный климат Европы создал преимущество перед жаркими странами, благодаря которому здесь образовались более «продуктивные почвы», а также отсутствовали тропические болезни.
Эпоха Великих географических открытий создала возможность для ведущих европейских держав максимально использовать свои заокеанские колонии, эксплуатируя их человеческие и природные ресурсы и извлекая из этого баснословную прибыль.
Профессор антропологии Джеймс Блаут триумф капитализма связывает с трансатлантической торговлей , породившей торгово-финансовый капитал, а доступность к множественным колониям объясняет все тем же выгодным географическим положением.
Макс Вебер в своей «Протестантской этике» выражал мнение, что страны, исповедующие «правильную» религию опережают в своем развитии все прочие. В первую очередь успех европейских стран он связывает с протестантизмом, который лучше стимулирует «дух капитализма».
Атмосфера терпимости и плюрализма, которую обеспечил «Акт веротерпимости», принятый в 1689 году английским парламентом создал условия для свободного развития философской и научной мысли. Более того, Англиканская церковь способствовала популяризации ньютоновской теории и экспериментальной науки.
Следует также назвать и религиозные войны XVI-XVII веков, которые привели к зарождению либерализма. Теперь протестантские страны смогли сами определять вектор своего развития, смело внедрять научные и социальные эксперименты.
Французский историк Фернан Бродель сравнивая европейскую экономику с экономикой остального мира отмечал, что она «обязана своим более быстрым развитием превосходству своих экономических инструментов и институтов – биржам и различным формам кредита».
Экономисты Дарон Асемоглу и Джеймс Робинсон при объяснении европейского прогресса вводят такое понятие как «вовлекающие экономические институты», которые, по мнению ученых, «позволяли наилучшим образом использовать человеческие таланты и способности, и которые дают возможность индивидуумам принимать самостоятельные решения».
Среди характерных черт «вовлекающих экономических институтов» – свободный выбор профессий, защита частной собственности, непредвзятая судебная система, а также общедоступные службы, обеспечивающие единые правила игры.
Исследователей всегда интересовал вопрос, почему не густонаселенная и богатая Азия, а Европа стала местом взрывного экономического роста. Австралийский историк Эрик Джонс в книге «Европейское чудо» выдвигает демографическую гипотезу этого феномена. По его мнению, «нуклеарная» семья и поздние браки, которые обеспечивали контроль над численностью населения Европы, позволяли оптимально распределять ресурсы и выстраивать экономическую политику.
Страны Ближнего и Дальнего Востока в сравнении с Европой обладали отнюдь не меньшей, а может быть даже и большей духовной и материальной культурой, но европейцы продемонстрировали способность накапливать знания и технологии. «Компас и порох были изобретены в Китае, а вот ружья и заморские колонии появились у европейцев», – пишет историк и экономист Дэвид Ландэс. По его мнению, важно не кто «первым придумал», а кто «первым пустил в дело».
Дополняя «культурную теорию» профессор экономики Дейдр МакКлоски отмечает «буржуазное достоинство» и высокий этический статус занятия бизнесом в Европе, невиданные для других стран и эпох.
Промышленная революция в Европе была обязана высокому уровню конкуренции на экономическом рынке. Объясняя это, американский экономист Дуглас Норт вводит понятие «неестественных государств», которые в противовес «естественным странам» не могли существовать в нищете, а создали условия для роста благосостояния наиболее целеустремленных индивидов.
В отличие от тоталитарных деспотий Востока в «неестественных государствах» Европы сложились механизмы ограничения насилия и появились «порядки открытого доступа» для желающих попасть в элиту – то есть для тех, кто решил заработать больше чем это необходимо для жизни.
Необычную версию «экономического чуда» Европы выдвигает американский социолог и политолог Джек Голдстоун. Он считает, что вплоть до 1750 года не было никаких предпосылок для возвышения Европы, так как она мало отличалась от других территорий планеты. Небогатые аграрные государства Европы, управляемые монархами находились в тех же условиях, что и Россия или Османская империя. А эпоха Великих географических открытий означала лишь выход провинциальных португальских и голландских торговцев на развитые азиатские рынки.
Согласно Джеку Голдстоуну Европе просто повезло: «цепь благополучных случайностей привела к созданию условий для постоянного опережающего роста». Именно из-за этого Европа стала регионом опережающего развития, исходя из изменения модели накопления, распространения и применения знаний.
Статья интересная, но не совсем понятно, что подразумевается под Европейской цивилизацией, унаследовавшей достижения Рима и Византии. Да и само утверждение, что Европа является центром цивилизации, весьма относительно и спорно. Почему, например, не считать таковым Малую Азию, откуда около 10 тыс. лет до н.э. начало развиваться земледелие, открывшее эпоху неолита и в корне изменившее жизнь человечества? Почему именно многочисленные потомки германских племен (кои сейчас олицетворяют весь западный мир), еще вчера сжигавшие людей на площадях, сегодня претендуют на роль устроителей колыбели цивилизации и всех ее благ?..
Речь идет о Европе последних столетий. Именно она задавала тон в культурных и экономических процессах, именно она колонизировала полмира. Малая Азия к тому времени утратила свое лидерство: последней вспышкой был арабский Халифат. Достижения Рима и Византии унаследовала Средневековая Европа, которая транслировала античную культуру в более поздние эпохи. Почему наследники германских племен олицетворяют Западную цивилизацию? Думаю, они оказались более активны и деятельны, в отличие от трансцендентного и вечно созерцающего Востока.
Спасибо. Да, все верно, с вышесказанным не поспоришь. Я не совсем четко выразил свою мысль. А она такова, что рассматривая историю развития цивилизации в более масштабных рамках, современная Европа (под коей, если не возражаете, я имею ввиду народы германских корней) не заслуживает именоваться Центром. Да, безусловно, можно утверждать, что потомки саксов и франков создали империю, буквально захватив полмира. Но до них, скажем, более 800 лет правил Рим. Уверен, что для людей того времени созданная римлянами Система наряду с техническим прогрессом казалась незыблемой и бессменной. Мне думается, приписывая современной Европе все заслуги, мы невольно становимся жертвой т.н. аберрации близости, когда текущие события кажутся нам наиболее значимыми.
Совершенно верно. Текущий геополитический расклад для нас является наиболее актуальным. А он говорит том, что мировой порядок во многом выстроен по лекалам Западной Европы. Естественно, так было не всегда. Рим, Византия, Египет, Греция, Шумер – все они были в свое время очагами высокой культуры, однако, их влияние распространялось лишь на Средиземноморский и Ближневосточный регион. Воздействие Европейской цивилизации в силу многих причин оказалось глобальным. Но Европа тоже не вечна: она уже сыграла свою роль. На наших глазах постепенно происходит ее закат. Где будет новый «центр мира», наверно, покажет ближайшее столетие.
странная мысль, что в Европе поздние браки позволяли регулировать рождаемость и из за этого не было перенаселенности как в Азии… ведь известно, что вплоть до ХХ века девушек выдавали уже в 16-18 лет замуж,а в средние века и в 13-14!!! и юноши в 18-20 лет были уже отцами семейства! а поздние браки были единичными.и так было повсеместно. В семьях в среднем было по 5 детей. Странные ученые выдвигают ещё более странные гипотезы,которые,даже я, простой обыватель интересующийся немного историей могу опровергнуть! население медленно росло по причине огромной детской смертности,многочисленных европейских войн и частых эпидемий.
в нашем мире есть Европа. Довольно ограниченный круг стран со своей самоидентификацией. Изобретения общечеловеческой ценности были сделаны задолго до этой идентификации. Войны, эпидемии, природные катаклизмы закалили людей и привели к тому, что основное правило выживание стало — строго контролируемые правила жизни. Победил здравый смысл и конечно поразительное трудолюбие. Единственное, чего не учли европейские правители — это то, что остальная часть мира предпочитает жить по своим правилам. Надо отдать должное русскому миру — все лучшее. что было создано европейцами, как нельзя кстати пригодилось и нам, поэтому мы предпочитаем торговать и учиться.