29/07/17

Почему ислам не одобряет изображение живых существ

В исламе существует очень жесткий запрет (харам) на изображение живых существ. Объясняется это тем, что человек, рисующий живое, пытается стать творцом, подобным Аллаху, а это грех.

Что говорил пророк Мухаммед?

Об этом запрете говорится в хадисах пророка Мухаммеда. Например, Абу Хурайра свидетельствует о таких его словах: «Аллах Всевышний сказал: “Кто же может быть более несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что сотворил Я? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут они пшеничное или ячменное зерно!”» Другое высказывание Мухаммеда, переданное Ибн Аббасом: «Каждый создающий изображения будет в Огне, и каждому созданному им изображению будет дана душа, которая станет мучать его в Аду».

Пророк утверждал, что в день Страшного Суда такие люди будут наказаны: «В день Воскресения появится шея из Огня и скажет: “Поистине, я уполномоченный мучитель для троих: для каждого, кто взывал наряду с Аллахом к кому-либо, для всякого тирана, и для создающих изображения”».

Ислам запрещает не только изображать, но и держать дома изображения людей и животных. Вот рассказ одной из жен пророка Мухаммеда – Аиши: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся в Медину после одного из походов, а я повесила на свою кладовку тонкую занавеску, на которой были изображены живые существа, и когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел эту занавеску, цвет его лица изменился, и он сказал: “О Аиша, в день Воскресенья наиболее суровому наказанию пред Аллахом подвергнутся те, кто попытается уподобиться Аллаху в творении!”»

По свидетельству того же Абу Хурайры, Мухаммед рассказывал следующее: «Явился ко мне ангел Джибриль, мир

ему, и сказал: “Я приходил к тебе вчера и не зашел лишь потому, что у дверей твоих были скульптуры, и в доме были красная занавеска с изображениями и собака. Так повели же отделить голову скульптуре и скульптура станет подобной дереву, и повели разрезать занавес и сделать из него два коврика (подстилки) для ног, а также повели выгнать собаку”».

Чтобы у человека не возникало искушение уподобиться Аллаху, любое изображение следует уничтожить, как поступал сам пророк. Усама ибн Зайд свидетельствует: «Однажды я вошел в Каабу, к находившемуся там посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который увидев изображения на стенах, сказал, чтобы принесли ведро воды. Я принес ему воды, и он, да благословит его Аллах и приветствует, смывая эти изображения, говорил:

“Да погубит Аллах народы, которые изображают то, что они не создавали”».

Соблюдают ли мусульмане запрет?

Однако в наше время многие мусульмане делают и рассматривают фотографии, ходят в кино, смотрят телевизор. Как же это согласуется с религиозными предписаниями?

Исламские законоведы ведут активные дискуссии на эту тему. Одни считают, что харам распространяется на любые изображения, другие – что только на картины или скульптуры.

Шейх Мухаммад Бахит, муфтий Египта, живший в середине прошлого столетия, в своей фетве утверждал, что, поскольку видео и фотографии – это изображения реальных объектов, то причины для запрета нет. Запрещены лишь образы, вымышленные художниками и скульпторами. Иначе у мусульман возникла бы проблема даже с фотографированием на документы.

Правила и исключения

Впрочем, некоторые приверженцы ислама уверены, что изображать можно все, что не выходит за рамки приличия. Например, нельзя изображать обнаженных людей, а людей в одежде – можно.

Ярые сторонники запрета считают, что создание и использование изображений живых существ может привести к идолопоклонству: человек начнет поклоняться не Аллаху, а, например, животным, которые изображены в виде статуй. То же самое происходит, если изображение животного находится на гербе, нанесено на майку или на тело в виде наколки.

Тем не менее, если проанализировать мусульманское искусство, то мы найдем там изображения и людей и животных. В настоящее время у суннитов такие изображения запрещены, а у шиитов дозволены, если речь не идет о религиозных объектах.

Таким образом, сложно сказать, что такие виды изображения однозначно запрещены в исламе. Как всегда, на каждое правило находится множество исключений.