На прошедшем 17 февраля в Иране Кубке мира по вольной борьбе российская команда в итоговой классификации заняла 5 место среди 8 мировых команд. Почти все спортсмены, представлявшие Россию на этом соревновании, – выходцы из Северного Кавказа. Состав сборной нашей страны по греко-римской борьбе имеет ту же национальную тенденцию.
Подобное доминирование во многом объясняется тем, что национальная борьба на Северном Кавказе – это не просто многовековая традиция, а часть образа жизни проживающих там народов.
«Тутуш», «банэ» и «чидаоба»
Мальчики на Кавказе начинали бороться лет в семь – восемь. Во многих селениях существовали специальные площадки, где юные борцы соревновались в силе и ловкости. В этих схватках вырабатывались черты характера, свойственные кавказцам и ценимые ими, – презрение к боли и страху, хладнокровие, хитрость и смекалка. Плачущих презирали, когда старший и более сильный мальчик вызывал на борьбу младшего, это считалось большим позором. В общих чертах национальная борьба имела две формы – когда самому надо было устоять на ногах, а противника уложить на землю – либо на живот, либо «на лопатки». В первом случае боролись руками, за голову и ноги хватать не дозволялось. Можно было захватить руку соперника обеими руками, бросая того через себя. Второй вариант борьбы сводился к захвату противника обеими руками (такое силовое «обнимание»), руки на спине сцеплялись «замком». Разрешалось использовать ремень или ухватить за полу одежды. Аналогичные единоборства встречались на территории всего Кавказа – у черкесов это была борьба «банэ», у грузин – «чидаоба», у карачаевцев – «тутуш». У русских она называлась «в схватку».
Все началось с Казбека-Горы
Североосетинского борца Темирболата Канукова можно считать первым профессионалом, ставшим известным в конце XIX – начале XX века за пределами своей родины. Великан, получивший прозвище «Казбек-Гора», родился в обычной семье и с детства познал тяжелый физический труд. Если бы не цирковые менеджеры, случайно обратившие внимание на исполина, он так и остался бы в своем селении Кобань. Однако цирковая карьера сделала более чем двухметрового Болу знаменитым – он побеждал в международных соревнованиях, одолевая титулованных борцов. Чтя национальные традиции, Кануков всегда боролся в одежде.
Расул Гамзатов и силач Осман
Самый знаменитый дагестанский поэт и прозаик Расул Гамзатов в своей книге «Мой Дагестан» описал историю, случившуюся с другим «человеком-горой», известным цирковым и киноартистом, силачом и борцом, аварцем Османом Абдурахмановым. У заезжих ученых в горной речушке застряла машина. Те долго возились, безуспешно пытаясь вытащить автомобиль. Осман тем временем наблюдал за происходящим с крыши своей сакли. Потом подошел, взял машину, как насекомое, и перенес на сухое место. Пораженные ученые приняли громадного аварца за снежного человека. Осман им ответил, что горцы сотворены из огня, а не из снега, иначе он бы автомобиль не вытащил. И так захохотал над своей шуткой, что гости едва не оглохли.
Расцвет профессиональной борьбы
С начала 50-х годов ХХ века в СССР начала развиваться профессиональная вольная борьба. Уже тогда утвердилась официальная точка зрения на то, что кавказские спортсмены в данном виде спорта вне конкуренции: выходцам из мест, где веками культивировалась аналогичная национальная борьба, не требовалось постигать ее азы.Довольно скоро борцы с Северного Кавказа начали завоевывать все мыслимые награды на чемпионатах мира и Олимпиадах, они стали элитой советского спорта и пользовались всеми соответствующими льготами того времени – дорого одевались, имели хорошие машины, могли ездить за границу. В СССР появились хорошие школы, где мальчишкам и девчонкам преподавали азы вольной борьбы, дзюдо и самбо. Государство не жалело денег на спорт, и многим это детское увлечение впоследствии дало путевку в жизнь.
Кризис в «лихие 90-е»
С развалом СССР рухнула и советская система подготовки профессиональных спортсменов. Вдобавок на Северном Кавказе заполыхала война. Многие борцы ушли в криминал или же стали членами радикальных джамаатов. Кто-то из них, как, к примеру, Сагид Муртазалиев, в прошлом начальник дагестанского отделения Пенсионного фонда России и титулованный борец вольного стиля, до сих пор в розыске. Заслуженный мастер спорта России, Сагид Магомедович, ныне обвиняемый в организации убийств и финансировании терроризма, был Чемпионом Олимпийских игр, чемпионом мира, Европы и России, имел множество других спортивных титулов...
Они снова в строю
Современный российский спорт переживает второе рождение, и кавказцы в этом процессе играют далеко не последнюю роль. Им рукоплещут лучшие площадки мира – вольная и греко-римская борьба, самбо и дзюдо, классический и тайский бокс, другие единоборства – везде они добиваются высоких результатов. Причем восхождение на пьедестал победителей европейских и мировых чемпионатов часто начинается с покорения высот регионального масштаба – в каждом провинциальном городе, имеющем неплохую школу борьбы, обязательно найдутся свои лидеры не славянской национальности,чьи семьи по тем или иным причинам переехали на постоянное место жительства из северокавказского региона.
Борьба для северо-кавказской молодежи это не просто популярный спорт, а образ жизни. Практически 80% осетинских мальчиков проходят через различные борцовские школы и секции. Но ко всему прочему это еще и отличная система воспитания юноши, закалка характера, воли. Поэтому выдающиеся спортивные успехи, скажем осетин или дагестанцев, трудно представить обычным взглядом. Когда я говорю иностранцам, что в маленькой Осетии с населением соизмеримым со средним европейским или небольшим американским городом 14 Олимпийских чемпионов по 5-ти видам спорта и несколько десятков чемпионом мира, мне никто не верит, думают что я вру. Многие говорят что это просто невозможно., что не только возможно, но и вполне реально.
http://ossetians.com/rus/index.php?showcat=jump&f=22
Но мы то знаем