17/04/18
Википедия
Почему погиб теплоход «Михаил Лермонтов» круизное судно советской элиты

Имя теплохода «Михаил Лермонтов» практически не было известно широкой публике Советского Союза, но о нем хорошо знала элита страны, те люди кому выпадала редкая удача отправиться в морской зарубежный круиз. Казалось бы, кому мог помешать пассажирский теплоход люксового класса? Тем не менее, капитану судна не раз поступали угрозы, а трагическая гибель судна в 1986 году до сих пор окутана завесой таинственности.

Гордость страны

Знаменитый теплоход был спущен на воду 18 марта 1972 года в ГДР на судоверфи города Висмар, как и большинство других речных и морских круизных судов Советского Союза. 28 мая 1973 года «Михаил Лермонтов», вышел из Ленинграда, порта приписки, отправившись в первый круиз по маршруту Бремерхафен-Лондон-Гавр-Нью-Йорк. Спустя семь лет в 1980-м году, после начала войны в Афганистане лайнер перевели на рейсы по Европе, а после реконструкции в 1982 году, стоившей СССР 15 миллионов долларов, «Михаил Лермонтов» по классу сравнялся с лучшими трансатлантическими лайнерами мира. Можно сказать, обстановка на судне была, без преувеличения сказать, шикарная. На лайнере был бассейн, первая в мире корабельная спутниковая связь, стеклянные магазины. Во время входа и выхода из портов играл собственный духовой оркестр. При этом кроме своей прямой функции по перевозке пассажиров «Михаил Лермонтов» играл и агитационную роль, являясь великолепной рекламой жизни в СССР. Поскольку путешествовали на судне не только граждане СССР, но и иностранцы, данная пропаганда работала великолепно. Правда, зарубежные круизные компании, также осуществлявшие морские перевозки, «Михаила Лермонтова» не любили. Дело в том, что цена круиза на нем была существенно ниже, чем на иностранных судах аналогичного класса. Доходило до того, что англичане вставали в очередь, чтобы совершить путешествие на «Михаиле Лермонтове». Вскоре советский теплоход как кость в горле встал у конкурентов, а капитану судна начали поступать угрозы. Дошло до того, что в Сан-Франциско теплоход заминировали, сообщив об этом на лайнер. Самое невероятное, что водолазы действительно обнаружили морскую мину, прикрепленную к днищу теплохода, правда, без взрывателя. Подобным бесчестным образом иностранные компании пытались выдавить «Михаила Лермонтова» из круизного бизнеса США и Европы.

Роковой круиз

В середине восьмидесятых годов судно было переведено для работы на Австралийское направление. Однако и здесь угрозы конкурентов постоянно омрачали работу команды судна. При этом нелепая гибель «Михаила Лермонтова» в феврале 1986 года у берегов Новой Зеландии со стороны выглядит как диверсия. В тот злополучный рейс капитан судна А.М. Оганов находился в отпуске. 16 февраля 1986 года судном управлял сменный капитан Владислав Воробьев, а также местный лоцман Дон Джемисон, один из трех специалистов кто имел лицензию на проводку крупнотоннажных судов по Фьордленду, Национальному парку Новой Зеландии. При этом команда судна отмечала, что лоцман повел себя очень странно. Едва лайнер вышел из Пиктона, как Джемисон резко изменил курс судна, направив его в сторону берега, где существовали песчаные отмели. Некоторое время «Михаил Лермонтов» двигался на расстоянии менее километра от берега, пока спустя полтора часа не налетел на подводные скалы. Судно дало крен и начало тонуть. К счастью, поскольку до берега было рукой подать, спасли всех пассажиров и членов экипажа лайнера, за исключением утонувшего механика Павла Заглядимова.

Пропал и лоцман, который воспользовавшись суматохой, сбежал с судна. Тем не менее, власти Новой Зеландии вскоре его нашли и арестовали. Когда лоцмана попросили объяснить свой странный маневр у скалистого берега, приведшего к гибели советского судна, ответ Джемсона обескуражил следователей. Лоцман заявил, что переутомился, а опасное приближение к берегу произошло спонтанно, и не было запланировано заранее. Самое интересное, что результаты расследования были тут же засекречены. Известно только то, что в СССР на четыре года был осужден старший помощник капитана Степанищев, а отправить за решетку главного виновника аварии лоцмана Джемисона власти Новой Зеландии отказались. В 1989 году Балтийское пароходство выставило иск властям порта Пиктон и лоцману Дональду Джемисону на 45 миллионов долларов США. Тем не менее, международный суд удовлетворил исковое требование Советских властей лишь в размере 2 миллионов 750 тысяч долларов США. В то же время любому школьнику, было очевидно, что советский лайнер погубили конкуренты, подкупившие лоцмана. Впоследствии «Михаил Лермонтов» стал любимым объектом для дайвингистов со всего мира, которые специально приезжают в Новую Зеландию, чтобы достать артефакты с затонувшего судна без страха встретиться с мертвецами на его борту.