10/02/18
Почему Россия была против включения в состав Греции Афона

Во время Первой мировой войны отношения между государствами нельзя было назвать дружескими.

Сто русских солдат, три офицера, пятьдесят французских пехотинцев и пулеметный отряд высадились на Афоне 3 января 1917 года. Совместный русско-французский десант взял под контроль почту, таможню, телеграф и телефонную станцию. Отряд Антанты прибыл для ареста и ликвидации подпольных складов боеприпасов, которые организовали в монастырях сочувствующее немцам население. (К тому моменту политические силы государства раскололись на два лагеря: прогерманский возглавлял король Греции Константин I.) В столице Российской империи считали, что миссия поможет решить не только насущные военные задачи, но и местные мирные дела.

Уже давно было известно, что между русскими и греческими монахами возникают трения. Поселенцы из России жаловались на постоянное давление со стороны соседей, которые экономическими рычагами воздействовали на русские монастыри. После долгих лет военной, финансовой и дипломатической помощи Греции со стороны Российской империи, отношение коренных жителей Афона к единоверцам в то время нельзя назвать справедливым.

Связь между Россией и Афоном

Россия сыграла важную роль в борьбе греков за независимость: без многочисленных побед русских над турками греческое государство могло и не возникнуть. В 1821 году, на Афоне вспыхнуло восстание, которое жестоко подавила Порта подавила, а полуостров занял турецкий гарнизон. Только в 1829 году при активном участии Санкт-Петербурга восстанавливаются условия для полноценного существования монахов.

Царское правительство давно пыталось найти форпост на Средиземном море, историки признают, что Россия на Афоне не просто поддерживала монахов, но и добивалась политического влияния. В тоже время интерес Петербурга, а затем Петрограда был оправдан: история присутствия русского монашества на Афоне насчитывала к началу XX века почти тысячу лет. Первый скит на полуострове выходцам из Руси предоставляют еще во времена князя Владимира Святославича. А в 1169 году во владение предшественникам Петрограда перешел монастырь Святого Пантелеимона. Во время нашествия монголов связи с греческой землей прервались, но потом восстановились и продолжили крепнуть.

В границах Греческой империи

Восточная Римская империя, пережившая на тысячу лет Рим западный, в Средние века часто называлась Греческой («Византией» она станет уже после падения Константинополя). Восток, утратив связи с Западом, в VII веке перешел на греческий язык с латыни. Это название хорошо рифмовалось с Великой идеей: греческой концепцией о реставрации Византийской империи. Карт-бланш на ее воплощение греческие власти получили после окончания Первой мировой войны и раздела Оттоманской Порты.

Монашеской территорией Афон становится в конце VII века, когда в Константинополе на Трулльском Соборе постанавливается поддерживать монахов и скитальцев. Император Василий Македонянин в 883 году утверждает Афон местом проживания монахов. Несмотря на нашествия крестоносцев и западных вооруженных отрядов, Афон сохранивший свой статус, в XIV веке переживая расцвет. После захвата турками самоуправление монастырей на Афоне сохраняется, при этом на полуострове появляется наместник из Стамбула.

Разрешение конфликта и вхождение в состав Греческого королевства

В начале XX века Россия и Греция, воспользовавшись ослаблением Османской империи, стараются расширить влияние в Средиземноморье. Греки, при этом, проявили большую заинтересованность. Еще до высадки на полуострове русских и французов, греки организуют оккупацию Афона и вводят свою администрацию в Карее. Чиновники Греческого королевства также контролируют и порт с почтой. Греческие войска появляются на Афоне в ноябре 1912 года, во время Первой балканской войны. Однако международными договорами 1913 года присоединение Афона к Греции не признается. Через год после высадки армии греческие монахи обращаются к королю Греции, но это также не способствует вхождению монашеской республики в Греческое королевство. Историки называют временем окончательного присоединения 1926 год: правительством издается постановление о принятии всеми монахами греческого гражданства.

По мнению официального посланника Петрограда в Афинах, для премьер-министра Элефтериоса Венизелоса присоединение Афона было принципиальным вопросом. Поскольку новые территориальные приобретения стали одним из основных векторов политики его кабинета, на уступки Вензилос идти не мог и подключил к кампании газеты, чтобы менять в нужное русло общественное мнение.

Летом 1917 года объединенный отряд Антанты покидает Афон по французской инициативе. К концу года Петрограду уже не до греческих проблем, хотя до прихода к власти большевиков русское правительство не признает вхождение Афона в состав Греции. После революции внешнеполитические приоритеты России сильно меняются, как и отношение новых властей к церкви. Фактически русские монахи оказались брошенными на чужой территории без финансовой и дипломатической помощи.