Рыцарский или богатырский конь – не просто мощная лошадь, способная везти всадника в полной амуниции. Это была боевая единица, которая давила врага и не отступала назад. Специальная подготовка делала из мирного травоядного выносливого хищника.
В средние века конница играла важную роль. Но искусство верховой езды было развито довольно плохо. В частности, не из-за того что всадник не умел управляться с лошадью, а потому что просто не мог – латный доспех весил от 25 до 60 кг. В случае излишней маневренности всадник рисковал сломать спину и себе и коню. Поэтому передвигались в основном шагом, а в бой неслись галопом. Ни о какой облегченной или учебной рыси речь, естественно, не шла.
При абсолютной обездвиженности всадника – повиновение и контроль лошади должны были оставаться максимальными. Поэтому, и управление было соответствующим – они кололи по бокам острыми шпорами, резко тянули повод, раздирая губы. В общем, всячески давали лошади понять, что всякое непослушание грозит ей новой болью.
Но и не всякого коня брали на войну – предпочтение отдавалось спокойным, но при этом быстрым и выносливым особям, которые были способны долгое время безропотно вести своего всадника. При этом он должен был быть жеребцом, чтобы сохранять агрессивность в бою. Боевые кони рыцарей были по преимуществу тяжеловозами, облагороженными примесью кровей чистопородных жеребцов, а то и чистокровных арабов. Одной из пород боевых коней средневековья была «дестрие» - крупные лошади, выведенные из тяжеловозов времен Великого переселения народов. Один такой конь весил до 1000 кг и ростом достигал 175-200 см в холке. Сегодня порода рыцарских коней канула в лету. Но наиболее схож с ней из современных видов – английский шайр.
Как выбрать коня
Чтобы подготовить боевого коня сегодня не обязательно приобретать чистокровного шайра за неслыханные деньги. Скорее он наоборот должен быть полукровкой, которые всегда выносливее и здоровее выведенных пород. Искать гиганта ростом в 170 сантиметров тоже не обязательно – подойдет вполне 150-160 – в конце концов, вы не с сарацинами воевать идете. Опять же, в нынешнее время можно обойтись мерином, но не старше трех лет. Он должен быть не запуганным, и с тугим ртом (у некоторых лошадей очень чувствительные губы – такие особи будут экспрессивно реагировать на любое резкое движение поводом).
Первый тест на пригодность - желание по первой команде скакать галопом, но при этом не нести и не переходить в безумный карьер, с тяжелым человеком не менее 100 кг в седле. В галоп при этом лошадь должна спокойно срываться с места, а не переходить из рыси. Если коня надо постоянно подгонять – по словам экспертам он для войны и реконструкции не подходит. А еще конь должен быть максимально непугливым – чтобы определить это, достаточно взмахнуть у него перед головой палкой, или как можно ближе подъехать к незнакомому человеку. Если конь не шарахнется – тест на профпригодность пройден.
Возвращаясь к средневековым рыцарским «дестрие», помимо их физической выносливости, стоит еще раз упомянуть их невероятное послушание. Если вы когда-нибудь сидели на лошади, то вы, скорее всего, знаете, что этим животным не свойственна самоотверженность ради человека. Обычная лошадь может испугаться внезапно вылетевшей из кустов птички и три полных круга по полю не реагировать на все ваши поползновения как-нибудь ее успокоить и остановить. А боевые кони шли на вооруженную пехоту, хотя их природный инстинкт, как и у всех копытных, подразумевает бегство от опасности. Кроме того, всякое обязательство по отношению к всаднику, особенно в экстренной для животного ситуации, заканчивается тогда, когда всадник оказывается сброшен. При желании это не сложно организовать. Обычная лошадь никогда не попрет на людей – ей нет от этого никакой пользы, а неприятности ей не нужны. Поэтому – одна из особенностей боевого коня – умение не отклоняться от заданного курса. Если кто-то стоит у лошади на пути, тем хуже для него. При этом кавалерия могла только атаковать. Если лошадь не направляли на встречу атакующего врага, то в связи с угрожающей ситуацией, кони предусмотрительно принимали решение о бегстве. В конце концов, у этих животных не было никаких долгов перед Родиной.
Как тренировать
Итак, как воспитать в своем питомце боевой характер, в случае если у него есть задатки. Во-первых, стоит начать с физической подготовки, то есть укреплением мышц, связок, развитием гибкости и мягкости. Первые упражнения будут на управление – научите ее ходить вольтом, змейкой, а не просто бегать по прямой. А еще, очень важно, чтобы он ходил быстрым шагом. В конце концов, это был основной аллюр средневековых рыцарей.
Выносливость хорошо вырабатывается чередованием шага и галопа. Полезна рысь или галоп по глубокому песку или снегу. Но с этим нужно быть очень аккуратным, чтобы лошадь не повредила ноги. Кроме того, это упражнение – сильная нагрузка на сердце. Естественно все упражнения нужно проделывать сначала на шагу, потом на рыси, и только потом на галопе.
Очень важно, чтобы занятия были регулярными, но при этом разнообразными. Нужно менять привычный ритм занятий и предлагать коню нестандартные новые задания (для начала пройти бродом, потом пройти под низко висячей веткой и т.д.). Таким образом, вы приучаете коня доверять вам. Ну, и, конечно же, не стоит забывать про поощрение за выполнение команды.
Помимо этого, настоящая боевая лошадь должна уметь ходить назад (осаживание), в бок (принимание) и прыгать хотя бы на метр, через препятствие любого типа – бревно, ручей, огонь. Если лошадь заупрямилась и отказалась прыгать через препятствие, вы обязаны пройти с ней через него, иначе она воспримет «халтуру» как норму.
Отличие боевых коней от обычных заключалось не только в их храбрости и повиновении, но и в умении сражаться. Боевой конь – не только средство передвижения, это боевая единица, воин. Например, уже упомянутый дестриец, согласно источникам, мог наскоком опрокинуть десяток пехотинцев. Породы боевых лошадей, злых и агрессивных выводили специально. И в бой шли только жеребцы. Конь должен был не только не сворачивать с изначально безумного для него курса, но и уметь уклоняться от ударов. Их учили этому тупыми стрелами и копьями. Более того, он должен был сам первым атаковать. Для этого перед ним выставляли мишень и начинали, буквально, доводить его, не давая отступать, до тех пор пока он не начинал защищаться передними ногами.
До нас дошли некоторые фигуры, к которым был приучен средневековый боевой конь. Правда, сегодня они считаются «высшим пилотажем» выездки. Если рыцаря окружала вражеская пехота, конь вздымался на дыбы, и всадник получал возможность разить мечом нападавших с обеих сторон. Эта фигура называлась «левада». Если конь, стоя на задних ногах, совершал три - четыре прыжка вперед, то ему часто удавалось разорвать кольцо нападающих. Эти прыжки назывались «курбетами». Когда всадник с помощью коня вырывался из окружения, то заставлял коня совершить высокий прыжок, причем конь сильно бил копытами, находясь еще в воздухе. Эта была «каприола». Под конем возникало свободное пространство, так как пешие враги стремились убраться подальше от опасных ударов. После каприолы конь, приземлившись, молниеносно совершал пируэт (поворот на дыбах) и, устремляясь в образовавшуюся брешь, атаковал противника. Боевой конь – отчасти хищник. В нем вырабатывали привычку отвечать контратакой на атаку, желание причинить вред. И все же, по словам историков, рыцари так и не смогли преодолеть тот момент, что лошадь ни на кого не нападала по собственной инициативе, - заметив что потерял всадника, дестриэ сразу превращался в мирное травоядное и сматывался куда подальше от кровопролития.
Средневековый рыцарь, который представлял собой огромную гремящую фигуру, для лошади всегда выглядел страшным. Поэтому, животное, в первую очередь, должно перестать бояться посторонних звуков и страшных мишеней. Чтобы добиться от нее первого, нужно систематически приучать ее к посторонним звукам и неожиданным движениям своего всадника. Реконструктор и тренер Максимов советует подъезжать, скажем, к забору и специально задевать его стременем. Или при езде махать импровизированным оружием.
Чтобы лошадь перестала бояться посторонних необычных для нее предметов, к которым нужно приближаться – необходимо делать мишень как можно более страшной для коня, обязательно высотой не менее 3-х метров (большинство лошадей опасается всего, что выше их головы), увешанную развевающимися черными тряпками, лентами, лучше с растопыренными руками (для многих лошадей человек, раскинувший руки крестом, часто является стоп-сигналом). Хорошо, если мишень шумящая (звенящая, гремящая, ревущая), и если попадание в нее производит грохот.
«…Искать гиганта ростом в 170 метров тоже не обязательно – подойдет вполне 150-160…»
А залезать на 160-метрового жеребца мы будем, очевидно, с парашютной вышки. :-)
Спасибо за внимательность, сейчас поправим:).
От души посмеялась. Дочитывать даже не стала.
«Лошадь никогда не пойдет на человека».))) А еще лошадь никогда не наступит на лежащего человека, не откусит пальцы и не обидит ребенка (а зачем обижать, если можно просто голову раскусить?) Из-под стола пишу. То-то во времена неврозовской истерии на форумах постоянно всплывали темы в духе «моя лошадь ходит сквозь меня. Хелп!»
На человека не пойдет воспитанная лошадь, об которую уже успели пару лопат обломать (выражение образное, а то от журналистов всего можно ждать, даже «тренделей»), и то не факт, что не обнаглеет со временем. А изначально они на людей только так прут.
И вообще, лошадь далеко не милое безобидное травоядное существо. Даже нынешние неагрессивные одомашненные волков убивают только так. А к диким вообще лучше не соваться.
И да, «гиганты» 170 см в холке сейчас чуть не каждый второй. а вот в Средневековье гигантами были уже 150 см в холке.
Не надо говорить, то о чем не знаете. По своей природе лошадь не стремится навредить человеку. Но как сими же сказали агрессивной делают лошадь люди.
Интересная статья. Но, к своему сожалению, готова поспорить с очень и очень многим.
«Но искусство верховой езды было развито довольно плохо.»
Вы уверены? Кавалерия была еще при Александре. А ездить верхом начали задолго до него. Неужели за сотни лет не успели развить искусство? К тому же, далее то, что делали рыцари автор называет высшим пилотажем.
«не из-за того что всадник не умел управляться с лошадью, а потому что просто не мог – латный доспех весил от 25 до 60 кг. В случае излишней маневренности всадник рисковал сломать спину и себе и коню.(…)При абсолютной обездвиженности всадника(…)».
Вероятно, здесь речь идет о многих нынешних участниках турниров, которые с приятным звоном плюхаются о седла с грацией мешков. К чести же рыцарей должна сказать, что наблюдала за тренировками в людей в боевых доспехах. Они преспокойно машут руками, прыгают и даже кувыркаются в доспехах, а верхом отлично скачут и маневрируют. Рыцарский доспех изначально рассчитан на то, чтобы в нем было удобно ездить верхом и взаимодействовать с конем и сражаться. Если ты не можешь двигаться, то как сражаться? Тараном? Это может работать только для турниров, и то очень сомнительно.
А сломать спину себе и коню не так уж трудно даже в удобной и легкой тренировочной одежде…
«Поэтому передвигались в основном шагом, а в бой неслись галопом»
Это делалось не потому, что рыцарь не мог маневрировать или управлять лошадью. А потому что ему нужно сберечь силы коню для броска в бой. Если скакать к полю боя карьером, долго ли навоюешь на уставшем коне?
«Поэтому, и управление было соответствующим – они кололи по бокам острыми шпорами, резко тянули повод, раздирая губы. В общем, всячески давали лошади понять, что всякое непослушание грозит ей новой болью.»
Вот тут нужно уточнить, пользовалась ли автор когда-нибудь шпорами? Шпорами не колют по бокам, а проводят тончайшие и очень сложные действия, причем по строго определенным зонам. Сейчас это искусство можно наблюдать, например, у тореадоров Португалии.
«Но и не всякого коня брали на войну – предпочтение отдавалось спокойным (…) жеребцом, чтобы сохранять агрессивность в бою.»
Так спокойным или агрессивным?
«Боевые кони рыцарей были по преимуществу тяжеловозами,(…) Один такой конь весил до 1000 кг и ростом достигал 175-200 см в холке.»
Вы видели когда-нибудь рыцаря на тяжеловозе? Я нет. А представляете себе, как это выглядит? Я – да. И это по меньшей мере нелепо. Мое недолгое знакомство со средневековьем дало стойкую веру в то, что в ту пору любили изящество и красоту. А рыцарь на двухметровом тяжеловозе, даже самый плечистый и воинственный, выглядит маленьким и жалким. И это, поверьте, не тот эффект, который они хотели произвести. К тому же, залезть на такого «динозавра» можно исключительно по лестнице. А как быть в бою, если выбили из седла? Звать оруженосца с лестницей? Не спорю, в спортивной одежде залезть, наверняка, нетрудно. Но в доспехе, пусть даже легком, забраться на 160 сантиметров холки –уже целое дело, и это я говорю собственному опыту. К тому же, чем ниже конь, тем он легче – стало быть на нем легче уклоняться и маневрировать. А еще, чем ниже конь, тем ближе ты к земле, а соответственно и к противнику – его можно достать мечом. А для того, чтобы ранить кого-то на земле с двух метров нужно как минимум наклоняться, а это уже роскошь и драгоценное время.
«При этом кавалерия могла только атаковать. Если лошадь не направляли на встречу атакующего врага, то в связи с угрожающей ситуацией, кони предусмотрительно принимали решение о бегстве.»
Конь. Принимает решение бежать. Рыцарский. С рыцарем в седле. Из проката что ли брали?
Пока рыцарь в седле, нормальный боевой конь не принимает решений. Он доверяет своему хозяину. Если рыцарь, конечно, того стоит.
Я лично знаком с Романом Максимовым и читал его статью «Подготовка военного коня» на сайте ММК «Хранители». Так вот судя по всему госпожа Шингурова очень поверхностно ознакомилась с содержанием данной статьи и сделала абсолютно неверные выводы. В результате чего вся ее статья практически имеет противоположный смысл . Причем даже в ней самой встречаются забавные противоречия — искусство верховой езды было развито довольно плохо. В частности, не из-за того что всадник не умел управляться с лошадью, а потому что просто не мог…..при этом чуть ниже-До нас дошли некоторые фигуры, к которым был приучен средневековый боевой конь. Правда, сегодня они считаются «высшим пилотажем» выездки. Видимо автор на скоро скомпелировала несколько статей на эту тему ,не очень -то вдаваясь в смысл и не заботясь о связности сказанного. Очень печально видеть такие поделки.