26/01/18
Подмигивающий «Распутин»: откуда взялась эта водка в России 90-ых

Судьба данного бренда в России схожа с биографией мистической личности, чьим именем нарекли эту водку – на торговую марку Rasputin многократно покушались, искусно (и не очень) ее подделывая. В конечном итоге отечественный рынок сбыта Rasputin´а «умер» – хозяева бренда не захотели терять репутацию из-за огромных объемов алкогольного фальсификата, производимого под их маркой.

«Русскую» водку делают немцы

Российский коллекционер Владимир Печенкин в своей книге «Советская водка. Краткий курс в этикетках» не конкретизирует, какая именно фирма владела брендом Rasputin, сообщая лишь, что это были немцы. Издание «Коммерсант» в числе других СМИ несколько лет назад сообщало, что права на данную торговую марку принадлежат немецкой компании Berentzen-Gruppe AG (крупнейший в Германии производитель ликероводочной продукции). В 2010 году появился повод вспомнить об этой компании вновь – немцы собирались вновь выйти на российский рынок с Rasputin´ым, заключив соглашение с ООО «Брянскспиртпром» о производстве знаменитой водки в Брянске.

Почему ее перестали поставлять в 90-е

Как объяснил СМИ Уве Кетельс, главный менеджер германской компании Offset-Glucksburg KG, печатающей этикетки для Rasputin´а, в 90-е годы в России одно время насчитывалось порядка сорока видов поддельной немецкой водки. Вскоре фальсификат начал распространяться и по странам Европы. По словам Кетельса, его фирма разработала голографическую наклейку, которую почти нельзя подделать (ту самую, с «подмигивающим» Распутиным). Таким образом, изображение Григория Распутина было и на этикетке, и на горлышке бутылки («один раз вверху, дугой раз внизу», как говорилось в некогда популярной телерекламе).
Хотя тот же Владимир Печенкин пишет, что секрет изготовления такой голографии русские умельцы «считали» буквально за пару недель. Вал фальсификата вынудил Berentzen-Gruppe AG во второй половине 90-х полностью прекратить поставку Rasputin´а в Россию, поскольку репутационные убытки компании грозили превысить доходы от реализации фирменной водки.
Хотя есть и другая точка зрения по поводу ухода Rasputin´а с российского рынка. Как считает председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Д. Е. Добров, с начала 1996 года на российском телевидении запретили рекламировать крепкий алкоголь, а последствия кризиса 1996 года вызвали рост курса доллара, вследствие чего доля поставляемой из-за рубежа водки сократилась на отечественном рынке алкоголя в разы.

«Оживление» Rasputin´а

В конце 2010 года федеральные СМИ наперебой сообщали о возвращении легендарного водочного бренда на отечественный алкогольный рынок – Berentzen-Gruppe AG и ООО «Брянскспиртпром» «ударили по рукам» – немецкую водку намеревались разливать на линиях брянского ликероводочного завода. «Rasputin оживет в Брянске», писал «Коммерсант».
Немцы даже собирались выкупить обанкротившийся в 2009 году «Брянскспиртпром». Роспатент в начале ноября 2010 года зарегистрировал лицензионный договор на использование отечественным ООО товарного знака Rasputin. На начало 2011 года в России официально действовало 4 товарных знака водочного бренда.
В конце января того же года Роспатент отменил правовую охрану одного из немецких водочных товарных знаков – некая малоизвестная дистрибьютерская фирма настояла на этом, выиграв в итоге арбитражный суд – якобы отечественные бизнесмены собрались самостоятельно возрождать и популяризировать подзабытый в России бренд. На сегодняшний день неизвестно, кто из российских компаний занимается выпуском водки «Распутин» (и выпускается ли она отечественным производителем вообще) – СМИ об этом ничего не сообщают. Во всяком случае, в официальном и общедоступном перечне водок, изготавливаемых «Брянскспиртпромом», Rasputin´а точно нет.