Для военнослужащих Красной Армии за боевые заслуги было введено не только моральное (награды), но и материальное поощрение. Впрочем, и за ордена после войны первое время доплачивали.
У гитлеровцев же ничего подобного не существовало.
Кто получал меньше всех
Первые приказы о вознаграждении военнослужащих за успешное решение боевых задач были подписаны Сталиным уже летом 1941 года, когда наши пилоты летали бомбить Берлин. С начала августа каждый член экипажа, отбомбившегося на вражеской территории, получал по 2 тысячи рублей. Впоследствии подобные выплаты стали нормой, только с 1943 года была введена дифференциация такого материального стимулирования – члены экипажей получали от 500 до тысячи рублей, а командиру, штурману и борттехнику начислялось по две тысячи.
Самый низкий должностной оклад в Великую Отечественную войну был у простых стрелков (17 рублей). Снайпер, кстати, вопреки расхожему мнению, ничего не получал за очередного подстреленного вражеского солдата или офицера. Он мог дослужиться до сержанта, у которых денежное довольствие было почти наполовину больше, чем у рядовых; снайпер-сержант, воевавший три года, мог рассчитывать на 200-рублевый оклад. Однако профессия это была очень опасная, эти три года проживали редкие счастливчики, поэтому вряд ли размер должностного оклада в данном случае мог служить стимулом.
Размер денежного довольствия зависел не только от должности, но и от звания. К примеру, пилот истребителя, Герой Советского Союза в звании старшего сержанта мог получать больше командира своего полка (порядка 2 тысяч рублей) – ему шли надбавки за геройское звание, гвардейские, фронтовые и за каждый вылет. Командиру взвода (лейтенанту) платили 800 рублей, а комбату (майору) – 1100 рублей.
Кое-кому из партизан тоже перепадало. Правда, это был руководящий состав тех соединений, которые входили в Центральный штаб партизанского движения – неучтенных народных мстителей на военное денежное довольствие не ставили. Командирам партизанских взводов и руководящему составу отрядов начисляли, как минимум, от 500 до 750 рублей. Надбавить могли за выведенную из строя единицу немецкой техники (к примеру, эшелон с боеприпасами и живой силой).
К слову, материальное поощрение за уничтоженные самолеты, корабли и другие средства передвижения – это отдельная статья расходов военного бюджета СССР в Великую Отечественную.
Самые дорогие – корабли
За уничтожение вражеского эсминца или подлодки командир и штурман советского корабля получали по 10 тысяч рублей, а каждый член экипажа – по 2,5 тысячи. По ниспадающей в плане расценок шли гитлеровские транспортники (соответственно три и одна тысяча рублей), сторожевики (2 тысячи и 500 рублей) и буксиры (тысяча и 300 рублей).
Подбитые танки стоили дешевле – командиру орудия и наводчику полагалось по 500 рублей, остальной расчет мог рассчитывать на сумму в 200 рублей на брата. Но очень многим артиллеристам никогда не суждено было увидеть этих денег – они гибли в первых же боях.
Что можно было купить не эти деньги?
В Великую Отечественную работал Военторг с его автолавками, выезжавшими на передовую. Солдаты и офицеры могли приобрести разную мелочь повседневного спроса – бритвенные принадлежности, нитки, иголки, конверты и бумагу, карандаши и многое другое.
Военное время было суровым, в том числе, и в плане ценовой политики – все было очень дорого. Если в Военторге бутылка водки стоила 11.40, то в тылу ее цена могла доходить до 800 рублей. В целом, цены выросли в сравнении с довоенными более чем в 10 раз; цена буханки хлеба в городах взлетела до 500 рублей.
Многие офицеры отсылали свои денежные аттестаты домой, чтобы материально помочь семьям.
Немцев только награждали
Гитлер был скуповат на материальное вознаграждение своих подданных за боевые успехи – за сбитые советские самолеты пилоты люфтваффе получали лишь ордена. Только к концу войны подбившему наш танк военнослужащему вермахта могли предоставить отпуск домой или подкинуть продуктовую посылку его «frau und kinder».
Пилот штурмовика сержантом быть не мог. Летный состав красной армии выпускался из училищ уже в звании лейтенанта.