25/10/17

Сокольническая ОПГ: самая старая банда Москвы

Сокольническая ОПГ является одной из старейших банд Москвы. Она возникла еще в середине 1970-х годов. Основателями банды считаются двое воров в законе: Александр Прокофьев (Саша Шорин) и Владимир Савоськин (Савоська).

Савоська – карманник со стажем. Он потерял родителей в 6 лет и зарабатывал себе на жизнь попрошайничеством. Его подобрали воры и научили своему ремеслу. А он так быстро достиг высокого мастерства в своем деле, что был коронован в 19 лет. Одним из короновавших его был вор в законе Монгол, который познакомил Савоську со знаменитым вором в законе Япончиком. За свою жизнь Савоська был 5 раз судим, в общей сложности проведя за решеткой более 15 лет.

Александр Прокофьев считался одним из старейших воров в законе – он родился 28 декабря 1929 года. В первый раз попал в тюрьму в 1971 году за хищение имущества. За свою преступную «карьеру» успел 5 раз побывать в психиатрической лечебнице.

Оба «законника» уже скончались – Савоська в 2001 году в возрасте 64 лет, а Шорин - двумя годами позже, в 2003-м, в возрасте 73 лет.

Как можно догадаться исходя из названия банды, ее члены занимались преступной деятельностью в районе Сокольники, вплоть до станции метро «Комсомольская», включая привокзальные территории. Их профилем были рэкет и отмывание денег. Им принадлежали практически все коммерческие структуры района и два ресторана. В разные годы численность группировки насчитывала от 50 до 100 человек.

Со всеми несогласными или недовольными поборами члены Сокольнической разговаривали на языке бейсбольных бит и кастетов. Однако было у банды и свое ноу-хау: хирургический инструмент для ампутации пальцев. Обычно дело не доводилось до конца: как только жертве делали небольшой надрез, она уже была готова отдать все свои сбережения. «Коммерческие вопросы» такого рода часто решались на принадлежавшей ОПГ автостоянке на Нахимовском проспекте. Туда же все местные предприниматели приносили дань.

В 1990-е годы лидерство в банде отошло к молодому вору Андрею Тимохину (Тимоха), потомственному в прямом смысле слова преступнику: отец его также был вором в законе (расстрелян за хищение социалистической собственности).  Из-за  этого Тимоха ощущал себя настоящим доном Корлеоне из знаменитого фильма «Крестный отец», большим фанатом которого он являлся. Он даже ввел у себя в банде некоторые традиции из обихода итальянской мафии, вроде обязанности для членов банды целовать ему руку. Просил ли он называть себя «крестным», установить уже невозможно.

Со второй половины 1990-х сокольнические перешли под контроль более влиятельных измайловских. Объединение произошло фактически бескровно, в основном благодаря теплым отношениям между Тимохой и главой измайловских Сергеем Аксеновым (Аксен).

В 1996 году у Тимохи произошел конфликт со смотрящим по ВАО Москвы – вором Борисом Шубиным (Шуба). Как-то раз Шуба отмечал день рождения в местном кафе «Фиалка», пришел поздравить авторитета и Тимоха, но сделал он это так, что лучше бы не делал вовсе. Подарок от главы сокольнических оказался на удивление скромным – четыре колеса от «девятки». Возмущенный таким жестом, Шуба выгнал Тимоху на глазах у всех.

В итоге именно жадность довела Тимоху до тюрьмы. Его банда в течение долгого периода занималась вымогательством денег у директора одной из риелторских фирм. За время этого «партнерства» с сокольническими предприниматель лишился своего бизнеса и 150 тыс. долларов. Однако однажды сумма дани, которую он платил Тимохе, оказалась меньше, чем обычно на 400 долларов, и мелочный Тимоха решил выбить из бизнесмена смехотворный долг. Бандиты избили риелтора до полусмерти и бросили в канализацию рядом с парком Сокольники. А он, осознав, что терять ему больше нечего и что рэкет не прекратится, подал заявление в милицию.

Руководители сокольнических в составе Тимохи и двух его подручных Алексея Деева (Базин) и Андрея Плешанова (Плеша) были задержаны на автомобильной парковке, на которой кто-то якобы повредил 600-й «Мерседес» Тимохи. 3 декабря 1998 года Чертановский суд Москвы признал всех троих виновными в вымогательстве и приговорил их к разным срокам лишения свободы: Тимоха получил 10 лет тюрьмы, Базин — восемь, а Плеша — три с половиной года. Все многочисленные квартиры, автомобили и деньги банды были конфискованы судебными приставами.

После того как Тимоха отбыл в колонию, его группировку возглавил обиженный им вор Шуба. Но ОПГ вскоре распалась: ее члены разбежались по другим, более влиятельным бандам.