04/07/17
Авианесущий крейсер

Советские авианосцы: чем они отличались от американских

Авианосцы – любимое детище Пентагона. Советские кораблестроители здесь всегда были на шаг позади. Однако СССР и не стремился переплюнуть Америку. У советского флота были иные стратегические задачи.

Печальная судьба

На сегодняшний день только десять стран имеют авианосцы, среди них США с 11 плавучими авиабазами – неоспоримый лидер. Россия представлена только одним судном такого класса. А ведь в восьмидесятые годы СССР всего лишь двукратно уступал Соединенным Штатам по этим показателям – 7 против 14.

К сожалению, развал Советского Союза внес свои коррективы. К моменту образования на территории бывшего СССР независимых государств авианосцы оказались никому нужны, в первую очередь, из-за дороговизны обслуживания. Исключение составил авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», перебазировавшийся из Севастополя в Мурманск: тот единственный, который до сих пор находится в составе ВМФ России.

Остальные авианосцы, которые могли оставаться грозным оружием, постепенно превращались в груды металлолома. Впоследствии парк авианосцев, поделенный между Россией и Украиной, был распродан. Три корабля попали в Индию, по два – в Китай и Южную Корею. Один их них – авианосец «Варяг», – который так и не был введен в строй, сейчас эксплуатируется как учебно-экспериментальный корабль ВМС Китая, еще одно судно – Адмирал Горшков – является боевой единицей ВМС Индии.

Ответ Западу

Авианесущий крейсер «Варяг», который Кремль собирался противопоставить Западу, как и другие авианосцы, возводился на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве (ЧСЗ) – единственном предприятии Союза, которому было под силу осуществлять подобные проекты. На мировом рынке корабль такого класса мог оцениваться в 2-3 млрд. долларов, но его продали Китаю за смехотворные 20 млн.

«Варяг» должен был стать достойным ответом американским авианосцам. Китайская делегация, которая еще в качестве потенциального покупателя посетила это судно, была впечатлена увиденным. Китайцы отметили, что это совершенно новый корабль от брони до начинки. « «Варяг» не просто гора железа. Это высокие технологии, относящиеся к разряду уникальных», - отмечает Валерий Бабич, который с 1979 по 1990-й год был на ЧСЗ начальником конструкторского бюро по авианесущим кораблям.

В отличие от американских аналогов советские авианосцы, кроме самолетов несли еще мощное противокорабельное ракетное вооружение, что сближало их с крейсерами. Впрочем, употребление этого названия связано и с другим фактором. Проливы Босфор и Дарданеллы по международной конвенции являлись закрытой зоной для авианосцев, а на крейсеры этот запрет не распространялся.

Упущенный момент

Проекты строительства авианосцев в СССР возникли еще до Второй мировой войны, но с началом военных действий по понятным причинам их заморозили. После 1945 годп советское командование решило, что гораздо важнее для флота развивать линкоры и крейсеры.

А в наступившей «холодной войне» Кремль сделал ставку на баллистические ракеты и подводные лодки. В условиях усиления береговой и ракетоносной авиации значение авианосцев в нанесении стратегических ударов делалось второстепенным.

Пока в Москве высокомерно относились к американским авианосцам, рассматривая их как показушное средство агрессивной политики империалистов, которое из-за своей низкой маневренности будет уничтожено в первые часы глобального конфликта, в США шла постоянная работа по модернизации авианесущих кораблей.

СССР исповедовал оборонительную доктрину, в то время как Пентагон готовился к локальным мини-войнам, где применение авианосцев давало неоспоримые преимущества. По словам американского историка авиации и флота Нормана Полмара, способность ВМС США быстро доставить в любую точку мира 60-70 самолетов, для которых не нужно было разрешение на пролет над территорией других стран и не требовались наземные аэродромы, делала из авианосцев идеальное оружие.

Очень скоро и в Советском Союзе убедились в том, что усиление роли надводного и подводного флотов, а также его дальней авиации требовало использования авианосцев. Только с помощью этого плавсредства можно было удерживать господство в воздухе путем развертывания авиагрупп в любой точке мирового океана.

В погоне за противником

Только в первой половине 1970-х СССР решился пойти по пути американцев, однако к тому времени он безнадежно отстал – авианосный парк США уже насчитывал 15 мощнейших ударных кораблей, три из которых были атомными. В общей сложности на них могло разместиться свыше тысячи самолетов.

Концепция американских кораблей была следующей: на них развертывались палубные истребители, разведывательные, противолодочные и прочие крылатые машины. Сократить разбег самолетам помогали специальные паровые катапульты, которые разгоняли 35-тонную машину до 250 км/ч за 2,5 секунды на участке в 100 метров. При посадке самолет тормозился специальными фалами, натянутыми поперек палубы, за которые истребители цеплялись крюками-аэрофинишерами.

Советский флот на первом этапе отказался от американского варианта, отдав предпочтение самолетам вертикального взлета Як-38. Они не нуждались в длинной взлетно-посадочной полосе, а это в свою очередь позволяло сделать судно более компактным. Леонид Брежнев считал Як-38 гордостью советской авиации.

С учетом особенностей Яков в 1970-80-е годы были построены первые советские авианесущие крейсеры – Киев, Минск, Новороссийск и Адмирал Горшков. Однако после спуска авианосцев на воду стало ясно, что Як-38 не может на равных конкурировать с американской палубной авиацией. Советская машина оказалась менее маневренной, на ее взлет и посадку расходовалось гораздо больше топлива, что ограничивало как радиус ее действия, так и боевую нагрузку.

На появление советских авианосцев американцы отреагировали заносчиво, считая, что это не корабль, а «неизвестно что», – отмечал Аркадий Морин, российский историк судостроения и флота. С его слов, во время тренировочных полетов американские палубные истребители McDonnell FH-1 Phantom, имитируя атаку на советские корабли старались не летать вблизи от неповоротливых и сложных в управлении Яков, опасаясь случайных столкновений. И страхи эти были не напрасными. 15% всех построенных Як-38, говорит Морин, разбились за время несения службы.

«Адмирал Кузнецов» vs «Джордж Вашингтон»

Анализируя свои недоработки, в СССР решили остановиться на классическом авианосце, при этом, не отказываясь от мощных противокорабельных ракетных комплексов. Первенцем среди нового поколения авианосцев стал «Адмирал Кузнецов», спущенный на воду в 1987 году. Изначально корабль задумывался как аналог американского атомного авианосца Enterprise, однако при урезанном финансировании на него установили не атомные, а обычные двигатели.

Вместо паровых катапульт на судне появился трамплин – приподнятая носовая оконечность палубы. Этого хватало для самостоятельных взлетов истребителей класса МиГ-29к и Су-33, которые по летным и боевым характеристикам превосходили американские аналоги.

Длина «Кузнецова» составила 306 метров при водоизмещении в 61 тыс. тонн, мощности в 50 тыс. л. с. Судно развивало скорость до 29 узлов. Экипаж гиганта насчитывал почти 2 тыс. человек, авиационная группа на корабле могла достигать 50 самолетов и вертолетов.

Размеры «Адмирала Кузнецова» поражали очевидцев. Он был высотой с 20-этажный дом, а его коридоры протянулись в общей сложности на 20 км. Внутренне пространство корабля было настолько большим, что некоторые из рядовых членов экипажа могли ни разу не встретиться друг с другом за время своей срочной службы.

Интересно сравнить адмирала Кузнецова с подобным ему по классу американским авианосцем типа «Нимиц» «Джорджем Вашингтоном», который был спущен на воду в 1990 году. Длина корабля составляла 332 метра, водоизмещение 97 тыс. тонн, мощность 260 тыс. л. с., скорость 30 узлов. Технические возможности судна позволяли ему нести до 90 единиц авиатехники, экипаж корабля насчитывал около 3200 человек.

По всем параметрам американский корабль превосходил советский, кроме важнейшей детали, которая отличала советские авианосцы. Если на «Джордже Вашингтоне» было только 3 пусковые ракетные установки, то на «Адмирале Кузнецове» их количество доходило до 44-х. По мнению специалистов, советские ракеты имели радиус действия до 500 км и могли нести ядерные заряды.

В другом важнейшем компоненте – возможности длительно находиться в отрыве от базы – советский авианосец уступал американскому, благодаря наличию у последнего большого количества ремонтных подразделений и мастерских, напоминавших небольшие ремонтные заводы. Но этот минус оборачивался плюсом. Стоимость постройки советского судна была заметно ниже.

Эффективность

Что же касается эффективности советских авианосцев, то она, как признавали отечественные эксперты, уступала американским аналогам. Доктор военных наук, капитан первого ранга Константин Сивков сравнил «Адмирала Кузнецова» и американские авианосцы типа «Нимиц» и установил, что применительно к локальным войнам коэффициент эффективности для судов США составляет 0,35, для России — 0,3. При этом отставание советского корабля по части локальных конфликтов достигает 14%, глобальных — 10%.

«Нимиц» – более универсальный авианосец, – отмечает Сивков. Мощная катапульта позволяет взлетать более тяжелым самолетам, что расширят возможности как ударного, так и вспомогательного парка. Такие самолеты могут взять на борт более существенную бомбовую нагрузку.

Присутствие трамплина в конструкции советского судна не позволяет разместить на борту габаритные самолеты. Это заставляет обязанности дальнего радиолокационного обнаружения доверить вертолетам Ка-31, которые, при всех своих достоинствах, ограничены в радиусе перемещения. С другой стороны, отсутствие катапульты привело к снижению массы корабля, повышению внутреннего объема и, в конечном итоге, снижению энергетических затрат.

Российские специалисты спокойно относятся к тому, что сравнение авианосцев далеко не в нашу пользу. Авианосец – это любимая игрушка американских адмиралов, предназначенная для решения стратегических и боевых задач свойственных военной доктрине США. Однако российские, как впрочем, и китайские военные постепенно обзаводятся системами вооружений, способных эффективно противостоять американским чудо-кораблям.