25/02/18

Священник Александр Киселев: был ли наставник будущего патриарха духовником генерала Власова

По воспоминаниям самого протопресвитера Александра Киселева, ни он сам, ни какой-либо другой священник РПЦ духовниками генерала Андрея Власова не были и не могли бы ими быть по весьма прозаической причине – руководитель РОА не исповедовался и не причащался Святых Христовых Тайн, хотя сам считал себя верующим.

Правда ли, что Киселев наставлял будущего Патриарха Алексия II

Как вспоминал сам Патриарх Алексий II в интервью «Известиям», в конце 30-х годов он прислуживал алтарником в таллиннском храме Святителя Николая, где в то время служил дьяконом отец бывшего верховного иерарха РПЦ Михаил Ридигер. Настоятелем этой церкви и был Александр Киселев. Во время войны Киселев эмигрировал в Германию, и очередная встреча с уже Патриархом у него произошла в Америке. Алексий II очень тепло отзывался о своем наставнике и говорил, что это был последний человек, который мог обращаться к нему на «ты».

Вероятно, именно при содействии Алексия II Киселев вернулся в Россию в начале 90-х и до своей кончины жил в Донском монастыре.

Как священник относился к Андрею Власову

Протопресвитер А. Киселев неоднократно отрицал слухи о том, что он когда-то был духовником руководителя Русской освободительной армии. В частности, в интервью газете «Благовест» он утверждал, что Власова ни разу не исповедовал и не причащал. Вместе с тем, Киселев всегда с большим уважением относился к генералу, и никогда этого не скрывал, называя Власова «достойнейшим русскими человеком-патриотом». Одобрял А. Киселев и саму деятельность РОА, в которой как военный священник принимал активное участие. Священнослужитель искренне полагал, что немцы в свое время просто не дали возможность Власову включиться в активную борьбу против советского режима.

Киселев в своих интервью и в книге «Облик генерала А. А. Власова (записки военного священника)» говорил о «скрытной религиозности» А. Власова. Как-то в личной беседе с генералом протопресвитер прямо спросил визави, верует ли тот в Бога, на что Власов ответил положительно.

Косвенно подтверждает факт того, что Киселев не был духовником Андрея Власова и наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), который в интервью 2009 года, данному тем же «Известиям», приводит слова из беседы с Александром Киселевым. Киселев в очередной раз высказался о том, что Власова он не исповедовал и не причащал, и о том, совершал ли эти таинства какой-либо другой священник, ему не ведомо. Отец Тихон от себя добавил, что если человек имел все возможности приобщиться Таинств РПЦ и не воспользовался этим, то вряд ли он вправе называться православным христианином – ни о какой воцерковленности тут речи быть не может.

Митрополит ездил к нему сам

В книге протоиерея А. Киселева «Облик генерала А. А. Власова (записки военного священника)» есть любопытная глава «А. Власов и церковь», написанная одним из участников создания Русской Национальной Народной Армии Константином Кромиади. Воспоминания Кромиади характеризуют отношение генерала А. Власова к чинопочитанию иерархов православной церкви.

В 1944 году в Берлин приехал Митрополит Анастасий, тогдашний Первоиерарх РПЦ за рубежом. Власову сказали, что Анастасий хотел бы с ним встретиться. Генерал велел передать Первоиерарху, что сам к нему прибыть не в состоянии, пусть лучше визит нанесет Анастасий. И Митрополит прибыл на встречу с Власовым. Владыку встретили с почестями, сам генерал испросил у него благословения, чем немало растрогал Первоиерарха, как пишет Кромиади. Анастасий приезжал, чтобы передать решение архиерейского Синода РПЦЗ о поддержке коллаборационистского движения, возглавляемого Власовым.

… В целом современные официальные спикеры РПЦ о личности А. Киселева высказываются положительно, но его уважительную точку зрения по отношению к деятельности генерала А. А. Власова после пленения не разделяют. В частности, архимандрит Тихон в своем интервью привел доказательства, что этот предатель Отечества реальным идейным лидером освободительного движения быть не мог и не был: весной 1945 года Власов судорожно искал способы спасения своей шкуры то у советского командования, предлагая ударить по немецким частям силами РОА в обмен на сохранение ему жизни, то у американцев, с которыми пытался вступить в переговоры о капитуляции.