Тема русского язычества в последние годы невероятно популярна. Ширятся ряды «родноверов», «славяно-ариев», «родичей» и других неозыческих течений. Между тем, ещё до середины прошлого века спор о русском язычестве велся только в научных кругах.
Что такое язычество
Слово «язычество» происходит от славянского слова «языцы», то есть «народы», не принявшие христианство. Также оно в исторических летописях обозначает «поклоняющийся многим богам (идолам)», «идолопоклонник».
Само слово «язычество» - калька с греческого «ethnikos» («языческий»), от «ethnos» («народ»).
От этого же греческого корня народ называется «этносом», и образовано название науки «этнографии» «изучающей материальную и духовную культуру народов».
При переводе Библии переводчики переводили словом «язычник» еврейские термины «гой» (нееврей) и подобные им. Затем словом «язычник» первые христиане стали обозначать предствителей всех неаврамических религий.
То, что эти религии были, как правило, политеистическими, повлияло на на то, что «язычеством» в широком смысле стали называть «многобожие» как таковое.
Боги
Русское язычество было политеистической религией. Это доказано. Верховным богом был Перун, что сразу ставит язычество славян в ряд религий с богом-громовержцем во главе пантеона (вспомните Древнюю Грецию, Древний Рим, индуизм).
Представление о главных языческих богах дает нам так называемый «Владимирский пантеон», составленный в 980 году.
В «Лаврентьевской летописи» читаем: «И нача княжити Володи мерь въ Киеве единъ • и постави кумиры на холму • вне двора тсремнаго. Перуна древяна • а главу его сребрену • а оцсъ златъ • и Хърса Дажьба • и Стриба • и Симаръгла • и Мокошь [и] ж ряху имь наричющея б[ог]ы... и жряху бесомь»....
Идет прямое перечисление богов: Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь.
Хорс
Хорс и Даждьбог считались богами солнца. Если Даждьбога признавали славянским богом солнца, то Хорса считали богом солнца южных племен, в частности торков, где еще в X веке было сильным скифско-аланское влияние.
Имя Хорса выводится из персидского языка, где корш (коршид) обозначает «солнце».
Однако олицетворение Хорса с солнцем было оспорено некоторыми учеными. Так, Евгений Аничков писал о том, что Хорс - не бог солнца, а бог месяца, луны.
Этот вывод он сделал на основании текста «Слово о полку Игореве», где упоминается величественное языческое божество, которому Всеслав Полоцкий путь перебегал: «Всеслав-князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал: из Киева дорыскивал до петухов Тмутаракани, великому Хорсу волком путь перерыскивал».
Ясно, что Всеслав перебегал путь Хорсу ночью. Великим Хорсом, по мнению Аничкова было не солнце, а месяц, которому также поклонялись восточные славяне.
Даждьбог
Споров относительно солярной природы Даждьбога не возникает. Его имя происходит от «даждъ» – дать, то есть дай-бог, дающий бог, буквально: дающий жизнь.
По древнерусским памятникам, солнце и Даждьбог – синонимы. Солнцем называет Даждьбога в 1114 году Ипатьевская летопись: «Солнце же царь, сын Сварога, он же Даждьбог». В уже упомнятом «Слове о полку Игореве» русский народ назван Даждьбожьими внуками.
Стрибог
Ещё один бог из Владимирского пантеона - Стрибог. Он обычно считается богом ветров, однако в «Слове о полку Игореве» читаем: «Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря».
Это позволяет говорить о Стрибоге как о боге войны. Первая часть имени этого божества «стри» происходит от древнего «стрити» – уничтожать. Отсюда Стрибог – уничтожитель добра, бог уничтожающий, или бог войны. Таким образом, Стрибог – уничтожающее начало в противовес доброму Даждьбогу. Другое название Стрибога у славян – Позвизд.
Симаргл
Среди перечисленных в летописи богов, идолы которых стояли на Старокиевской горе, не совсем ясна сущность Симаргла.
Некоторые исследователи сопоставляют Симаргла с иранским божеством Симургом (Сенмурв), священным крылатым псом, хранителем растений. По предположению Бориса Рыбакова, Симаргл на Руси в XII–XIII веках был заменен богом Переплутом, имевшим то же значение, что и Симаргл. Очевидно, Симаргл был божеством какого-то племени, подвластного великому киевскому князю Владимиру.
Мокошь
Единственная женщина во Владимирском пантеоне - Мокошь. Она по разным источникам почиталась как богиня воды (имя «Мокошь» связывают с общеславянским словом «мокнуть»), как богиня плодородия, рождаемости.
В более бытовом смысле Мокошь также была богиней овцеводства, ткачества и женского хозяйства.
Мокошь еще долго почитали после 988 года. На это указывает хотя бы один из вопросников XVI века; церковник на исповеди обязан был спрашивать женщину: «Не ходила ли еси к Мокоше?». Богине Мокоше (позже Параскеве Пятнице) приносились в жертву снопы льна и вышитые полотенца.
Велес
В книге Иванова и Топорова отношения Перуна и Велеса восходят к древнейшему индоевропейскому мифу о поединке Бога Грозы со Змеем; в восточнославянской реализации этого мифа «поединок Бога-Громовержца с его противником происходит из-за обладания окотом».
Волос, или Велес выступает в русских летописях обычно как как «скотий бог», как бог богатства и торговли. «Скот» - деньги, подать; «скотница» - казна, «скотник» - сборщик дани.
В Древней Руси, особенно на Севере, культ Волоса был весьма значимым. В Новгороде память о языческом Волосе сохранилась в устойчивом наименовании Волосовой улицы.
Культ Волоса был и во Владимире на Клязьме. Здесь известен пригородный Никольский - Волосов монастырь, построенный по преданию на месте капища Волоса. Существовало капище Волоса и в Киеве, внизу на Подоле y торговых пристаней Почайны.
Ученые Аничков и Лавров считали, что капище Волоса в Киеве находилось там, где останавливались ладьи новгородцев и кривичей. Поэтому можно считать Велеса или богом «более широкой части населения», или «богом новгородских словен».
Нет, нет и еще раз — нет!
Что следует осознать: языческие «боги» — это нравственные категории, которые обеспечивают (диктуют) жизнедеятельность в зонах собственного влияния, тем самым способствуют выживанию, направляя его в необходимое общине русло и указывая первоочередность задач каждого временного цикла.
Стоит напомнить о том, что когда князь Владимир совершал свою перестроечную революцию посаждением Перуна на главенствующее место — это касалось лишь его самого и дружины, которым тот, ‘Бог Воинов’, выступал покровителем. И возможно, это касалось каких-то обязательств, о которых мы не знаем — ведь тот пантеон ‘богов-идолов’ был не РОДОВЫМ, а княжим, стоял в его дворе, и без Хазарии здесь не обошлось, коль там затеяли человеческие жертвоприношения. А вот когда, спустя восемь лет, он этого Перуна низвергал — это тоже, казалось бы, касалось его личных семейно-дружинных дел, однако… (впрочем, об этом отдельно)
Перунопосажение — следствие государственного переворота «черных полковников». Воины, пришедшие к власти мечом, объявили главенствующим над всеми «бога воинов», это естественно, все к тому и шло. Захват власти с помощью воинов, создание опорной «молодой дружины», опора на мечи в делах неправедных… Умы, правда, были еще крепки, что зубы. Их выковыривали мечами, поддерживающими престол северо-западного бога (Перуна), творившие (его именем) юго-восточные жертвоприношения (киевское понимание богослужений). После чего, сделав положение дел невыносимым, обвиноватили «главенствующего» северного бога, назначенного отвечать за все «южные дела», объявив его «нелегитимным» (то есть — неправомочным, незаконным, непризнанным «общественностью»). Сковырнув его, да всех «ему подчиненных» (то есть — ВСЕХ богов по факту новомифа о подчиненности), объявили первые в Русской изторыи «демократические» выборы новой веры.
А Велес (Волос) так и вовсе бог подростков.
Упоминание Перуна встречается и в более ранних источниках, где бОльшую достоверность имеют Византийские, чем прочие восточные и последующие «наши». На Царьград не ходил спецназ, вроде того, что удалось создать Суворову, ввиду обязательной 25-летней службы, правильного воспитания и использования возможностей «забугорной обкатки». Пугали обывателя, прибивая щиты на ворота, никак не профессионалы. (Кстати, это ритуальное действо означало, что город берется под ЗАЩИТУ вождя, оставившего ему свой щит.) Ходили на Византию («Царьград») подразмяться, показать себя, те, кого сегодня назвали бы подростками. Безбородые юноши, из которых потом вокруг вождя и складывалась «молодая дружина». Если обратите внимание на картинки, сопровождающие летописи в их поздних переписках, увидите, все они, как один, указаны безбородыми. Бородаты только вожди-командиры. В отдельных особых («запорожских случаях» — а именно оно выступало хранителем тех традиций), оставлялись усы и коса. Это имело отношение к тому, что в преданиях варага озвучивалось так: «Стриги вьются за плечами». «Стриги» — ненасытные духи войны, души убитых, потому в таких случаях («тризничая») предназначалось голову оСТРИчь, дабы, догнав, не могли уцепиться, нанести вреда. Часто это, за всех своих воинов, делал вождь. Описание Святослава, данное византийским источником, выглядит в этих условиях достоверным.
Да и самое положение клятвы: «Клялись своим богом Перуном, на мечах и Волосом — богом скота», вне сомнения, верное. А если поминался Хорс, так в значении, что солнце выступало свидетелем клятве на мечах. Это трезубец власти и силы присутствующих, явившихся к вратам Царьграда (907, 945, 971 гг.) Бог воинов (Перун), явление меча солнцу, равное клятве солнцем… (Отметьте для себя — в клятвах мы никогда не втыкали мечей в землю, ибо она — мать, «мать-сыра-земля».) Третий зубец «трезубца клятвы» — бог-покровитель подростков (Волос), которые должны были вернуться домой уже воинами. Причем, Волос — это одно из его прозвищ, отчасти ироничное. Истинное имя бога принадлежало избранным, ибо знающие имя Бога (как и прирожденное имя человека), обретают над ним власть. Волос — характеристика, от нее нам оставлено то, что все мы, в большей или меньшей степени, волосаты. И восточные верования в предназначение человека, указывают, что чем более волосат человек (имеются в виду волосы на груди и лице), тем он более мужественен. (Инстинктивное наблюдение над состоянием преобладания «мужских гормонов»?) Но признайте, это большая ирония, что о боге-Волосе сегодня вам известно лишь его ироничное прозвище.
Рассуждение о русских Богах и Богинях может идти только в ключе их предназначений, а не названий, в которых путаница, и происхождения, которым пытаются апеллировать, дергая из всевозможных источников и считая за аргументы. В конце концов, если у вас что-то не сходится, нашли некого «лишнего бога» или «бога помельче», воткните их (поставьте на место) согласно характеристикам, исходя из покровительства, которое они оказывают. Таково и было языческое отношение к Богам и представление об охраняемом ими мире.
Чтобы узнать местоположение какой-нибудь из «ипостасей», нужно в первую очередь разобраться — чему она служит, какие качества в ней заложены, за что отвечает. И это вопрос не только практик применения, но и идеи. К примеру, Стрибог (буквально «быстрый бог», бог ветра, быстрых решений) не мог находиться на весах или вертикалях. Его местоположение Орга.
…Основные сельскохозяйственные (циклов Северо-Запада и центральной России) приходятся от ОРГА до ОРГА («орать» — пахать), спиц (от 22 мая по 2 августа), держащих меж собой, что в ладонях, «Само Лето». Дни особые, понятные язычнику, как переходные природные, но огуляные христианством. «Православный язычник» наперво склонен уточнять специализацию навязанного дню «святого», привязываясь к его характеристикам, и делая за этот день ответственным. Занявший место Велеса (Волоса) Никола стал «Вешним», но не поменял специализации (стал покровителем пастухов и деревенской скотины), а Илья, как и множество сменяющихся до него покровителей, остался ответственным за «гром» — громовержцем. Да, и звались они, и кто был ни был до них, иначе — не еврейско-библейским Илией, и даже не литовско-белорусским Перуней. И кто бы тут ни был первым торопил дорогу следующим… Тор? Один?.. Один фиг! Свято место пусто, когда утеряно значение дня. Хранить следует «задачу», название ей приложится.
Прямая линия Орга, меняющаяся в центре в Урга, всей логикой языческого календаря подчеркивала — вот место откуда начался, но где и закончился откорм: власть Волоса (божьего скота) и свободы подростков, и пришла необходимость жертв.
Общинный выгон на пастбище начинался, когда трава входила в силу, корневая не выдергивалась, и копыта не вытаптывали пожню в грязь. Велес или Волос («бог скота», и таково одно из его назначений — покровительствовать подросткам, домашним животным, пастухам…) — это тоже не истинное имя, а образная характеристика. Потому широко известное и часто цитируемое, на которое ссылается всяк, кому не лень, где (по византийским записям) русы «клялись волосом», можно рассматривать как «дезу» — их, тех русов, нарочитую иронию, почти издевку стороны, приносящей клятву. Ибо, знающий истинное имя Бога (равно человека) обретает над ним власть, озвучивать его при чужеземцах — глупость, а клясться в подобных случаях лучше «подростковым богом», не беря на себя лишнего. Несмотря на то, что клялись еще и на мечах, не «ВАссалились», в землю тех не втыкали, ибо она — Мать. Она — «ВА»! — «мать-сыра-земля».
В Оргу 22 мая (христианского Николу Вешнего и языческого Волоса) костры жгут подростки или молодые неженатые парни — они знаменуют «первотравные выпасы». Что бы это словосочетание не означало, но к ним, пройдя собственным обязательным обрядом — «семидивницей» (что продлится восемь дней, заключен в назиданиях «восьмого» — «межевого деда», и закончится оберегом, протаскиванием сохи вокруг деревни), на костры сбегаются девушки. Пока идут одни лишь пригляделки, все важное произойдет на «Арга», на «Раклага», на «Русалии», на «Купала», а результаты, если они станут заметны, подытожат у «по-к-рава» — в «Заревницу». Земля накрывается снегом, а девушка, ставшая женщиной, платком. И в «Урга», возможно так, ей придется и провожать — «жертвовать». В те времена жизни были быстры, мало кому удавалось за них зацепиться.
Волею Владимира в центр круга (чего никогда не бывало) сошел Перун, на «освободившимся» тихой сапой, оказался христианско-иудейский, но временем перевербованный, а затем и окончательно обрусевший (и даже приодевшийся в языческое), Илья-Громовержец. Но это место Стрибога, а утверждение может считаться верным на том дополнительном основании, что последующие четыре осьмицы цикла, носят название «стрепетных» (что означает «быстрые»).
Но есть еще несколько опорных этого дня. Дня, а не дней! Люди северо-запада не могли позволить себе отпраздновать во всю ширь. Заканчивалась «страда», но начинался не менее тяжелый, огромной важности, период, где каждый день был на счету. Это «деловой» праздник АРТЕЛЕЙ, БРАТЧИН, ВОИНСКИХ СОЮЗОВ. В нашей местности он проводился в месте под названием «Три Брата», и это было, место словно специально созданное тому; три равноудаленных озера одинаковых размеров, из-за чего меж ними получался островной треугольник. Мужской день, женщины (кроме вполне возможных случаев оторв, что могли стать омуженками) на советы, на само действо принятия, переходов подростков в иную возрастную категорию, не допускались (как и мужчины на их собственную «русалию», где главенствовали ракханки). Здесь главенствовал Варга — Сварог (Сварга, Сварага). Не тесновато ли получается на точке «воинов»? Смотрим: Стрибог, Сварог, Перун, да тут еще и приблудившийся Илья-Богатырь (с последним ошибки нет, народная фантазия то и дело смешивает эти два образа «Илью-Громовержца» с «Ильей Муромским»). Но мы (вы!) все время подзабываем, что русские языческие боги, не совсем то, что понимается христианскими исследователями. Это абсолютные силовые категории, это качества, и даже сами имена чаще служили некой, все вобравшей в себя фигуре, определением. И не будет слишком смелым утверждать, что понятие Стрибог, нужно понимать буквально, по написанию: «с-три-бог», а именно — «три бога». И тогда место проведения обрядов — меж трех озер, что и в нашей современности продолжают нести неофициальное общее название «Три Брата», становится оправданным, как в этом значении, так и отбрасывает оттенок утверждения, что «стрибог» — указание, общее определение явления. Понятие трех сил, как единой силы, с глубокой древности было закреплено в сознании язычника, потому столь легко смогло принять и христианскую версию «триединства».
Змей-Горыныч, наследие древнейшего змеиного культа, не иначе как отсюда же.
Но Сварог — старожил этого места, а Перун — пришлый божественный богатырь, и понятно, что таковым же является и Илья (уж и не знаю, кого он в «трехбожии» подменил). Итак, русский бог Сварга, западный славяно-балтийский Перун, пограничный, финского племени мурома, но хазарским именем Илия… И должно быть, воображение приписывало каждому свойства определенных характеров, как это и бывает у братьев одной семьи. Все «метали молнии», потому можно говорить о вспыльчивости, характере взрывном, скором на действия (что не плохо в военном деле, но совершенно не подходит бытовым делам). Боги-покровители своего места и времен. «Ново-язычеству», что ищет себя в старых богах, беря без разбора, вводя мифологию без осмысления, вполне могли бы подойти и эти опоры, если бы только оно, столь стремительно рванувшее по узкому пути и в сторону, смогло вернуться к исходной и пойти широким охватом, едва ли не во все стороны разом, под стать русскому характеру.
Впрочем, если нуждаетесь в пояснениях, загляните сюда:
http://samlib.ru/f/fiksazh/