02/02/18

Виталий Калоев: месть осетинского архитектора

В 2002 году над немецким озером Боден в районе города Юберлинген в ночь с 1 на 2 июля столкнулись два самолета: пассажирский Ту-154 «Башкирских авиалиний» и почтовый Боинг-757 американской авиалинии. Погибло 72 человека, в их числе 52 ребенка из Республики Башкирия, которые по реФшению ЮНЕСКО были признаны лучшими в учебе и получили двухнедельные каникулы в Испании в качестве подарка.

Архитектор Виталий Калоев, у которого погибли жена и двое детей нанес более 20 ножевых ранений авиадиспетчеру Петеру Нильсону, которого посчитал главным виновным в трагедии, случившейся 14 лет назад.

Случайный рейс

Семья Виталия Калоева попала на этот рейс случайно. Они летели к нему, своему отцу, известному архитектору, который заканчивает проект строительства дома недалеко от Барселоны. В Москве у Светланы с детьми была пересадка, но нужных билетов не было. Им предложили полететь на самолете «Башкирских авиалиний», который летел в Барселону.

Сожженные деревья

Жители Южной Германии увидели в ночном небе множество разноцветных огненных шаров, яркие искры, которые стремительно приближались к озеру и взрывались. Некоторые даже подумали, что это связано как-то с НЛО. Но это была одна из самых страшных и редких авиационных катастроф нашего времени.

Обломки самолетов упали на границе Германии и Швейцарии. Осколки и обломки были разбросаны в радиусе 40 квадратных километров. Деревья были сожжены. Целую неделю полицейские искали тела погибших. Они находили их в поле, около школы, около дорог.

Жемчужное ожерелье дочери

Виталий Калоев тем временем ждал свою семью в Барселоне. Он был одним из первых, кто приехал сюда, чтобы искать своих родных в сельской провинции Южной Германии. Полицейские не хотели его пускать на место трагедии, но пошли ему навстречу, когда узнали, что он будет вместе с ними искать погибших.

В лесу он нашел разорванное жемчужное ожерелье своей четырехлетней дочери Дианы. К удивлению спасателей, тело его дочери практически не пострадало. Обезображенные тела его жены Светланы и десятилетнего сына Константина поисковые службы найдут гораздо позже.

Неудачная попытка встретиться с диспетчером

После этого Виталий несколько раз подходил к руководству авиакомпании и задавал один и тот же вопрос, касающийся степени вины диспетчера в случавшейся катастрофе над озером. «Человека с бородой» директор компании испугался. Больше об этом руководство компании ничего не говорило. Авиационный диспетчер остался работать на своем месте.

Виталий на протяжении этого времени много раз ездил на кладбище к погибшей семье, во Владикавказе он установил им памятник.

Калоев неоднократно обращался к руководству компании Skyguide с просьбой о встрече с диспетчером. Сначала ему пошли навстречу, но потом отказали без объяснения причин. Когда проходили траурные мероприятия, посвященные годовщине трагедии, Калоев снова подошел к руководителям швейцарской компании, но никакого ответа от них не получил.

Версии крушения

Изначально в СМИ широко распространилась версия о том, что в ту роковую ночь авиационный диспетчер Питер Нильсен остался в комнате один, а его товарищи ушли отдыхать. Он следил за передвижениями самолетов с помощью двух экранов, расположенных друг от друга на расстоянии около метра. Это в компании было обычным делом: ночью оставался работать только один оператор. В эту ночь инженеры компании отключили часть аппаратуры потому, что проводили профилактическую работу с радарами.

По версии следствия, в тот день по роковой случайности авиадиспетчер не правильно рассчитал воздушных коридор для двух самолетов. Они набрали один и тот же эшелон высоты и начали стремительное сближение, действуя по командам с земли. В это время в воздушное пространство вошел третий самолет, который отвлекал внимание диспетчера. В радиосвязи возникли помехи. Спустя 22 месяца после катастрофы, немецкие следователи огласили две основные версии происшествия. Во-первых, Питер Нильсен слишком поздно заметил опасность столкновения, во-вторых, российский экипаж совершил ошибку, выполняя команды оператора, а не своей специальной бортовой системы, предупреждающей об опасном сближении. Следователи также указали руководству компании на недопустимость дежурства одного оператора.

Авиадиспетчер убит

Через полтора года эта трагедия имела продолжение. В 2004 году информационные агентства облетела еще одна страшная весть – на пороге своего дома 24 февраля был убит авиадиспетчер, который отвечал за обеспечение воздушного коридора для двух самолетов. Судмедэксперты насчитали на теле жертвы нападения более 20 ножевых ранений, нанесенные хаотично и с большой силой. От полученных ран диспетчер умер на пороге своего дома. У него осталось трое детей и жена.

З6-летний диспетчер стал последней, 72-ой жертвой.

Психически здоров

Полиция разослала ориентировку на человека восточной внешности, одетого в черные брюки и черное пальто. Виталия Калоева нашли неподалеку в местном отеле. Его задержали.

В ходе допроса он рассказал, что узнал адрес диспетчера и позвонил ему в дверь. Когда он открыл, показал фотографии своих детей и жены. Но потом, по признанию Калоева, он ничего не помнил. Больше ничего рассказывать швейцарским следователям Калоев не стал. Его поместили на обследование в психиатрическую клинику и, признав вменяемым, дали восемь лет заключения. Срок мститель отбывал в швейцарской тюрьме. Через два года по решению Верховного суда Швейцарии Калоев был освобожден досрочно за примерное поведение. Он вернулся на родину в Осетию, где стал работать на посту заместителя министра архитектуры и строительства Республики Северная Осетия.

Трагедия над Боденским озером стала главным мотивом нового фильма американского режиссера «478», в котором Арнольд Шварценеггер сыграл Виталия Калоева.