15/05/17

«Восстание самцов»: как бандеровцы подняли бунт в ГУЛАГе

В июне 1954-го над Кенгиром пролетел воздушный змей. Он должен был донести правду о восстании за пределы лагерной зоны. Специальное устройство должно было сбросить листовки с высоты над степью и далее – над Джезказганом. Там спецслужбы распространяли самые невероятные слухи о «восстании самцов», о том, что зачинщиками всего стали были осатаневшие украинские мужчины, стремившиеся пробиться на территорию женской зоны.

Степлаг

В сентябре 1948 года на базе ликвидированного Джезказганского лагеря военнопленных № 39 создается особый лагерь № 4, получивший название "Степной лагерь", который занял часть территории Карлага, крупнейшей структуры ГУЛАГа, насчитывавшей 3% всех заключенных СССР, протяженностью от Карсакпая до Балхаша. Дислокация лагеря: Казахская ССР, поселок Рудник, станция Новорудная Карагандинской железной дороги, затем поселок Кенгир, рабочий поселок Большой Джезказган (с 1954 года).
Литер лагеря – ИА. Телеграфный код: "Степной". Почтовый адрес: Карагандинская область, пос. Джезказган, п/я 392, а затем – пос. Джезказган, Кенгир, п/я ИА-392.
21 мая 1948 года из Карагандинского ИТЛ в Степной лагерь было передано лагерное отделение № 2 Джезказганского лагерного района со всеми служебными помещениями. 29 июля 1948 года в состав Степлага включены лагерные пункты №№ 1, 5 поселка Кенгир, № 2 поселка Байконур, № 3 поселка Джезды, № 4 поселка Джезказган, сельскохозяйственный участок второго Долинского отделения "Джумабек" Карагандинского ИТЛ с заменой общего контингента на особый. Уже к началу 50-х годов в структуру Степлага МВД СССР входило 9 лагерных отделений.
Заключенные были задействованы на строительстве Кенгирского водохранилища и гидроузла, ТЭЦ, обогатительной фабрики и объектов соцкультбыта поселка Кенгир (будущего города Жезказгана), поселка Крестовского и станции Теректы, на добыче руды в шахтах и карьерах, возводили производственные и жилые объекты. Кроме того, осужденные работали на каменных карьерах в поселках Джезказган, Рудник, Крестовском, Джезды, на кирпичном заводе, привлекались к изготовлению самана, сельскохозяйственной деятельности, трудились в столярной, швейной, сапожной и сапожно-портняжной мастерских, занимались производством товаров широкого потребления, керамики и мебели.
На 10 июня 1954 года в Степлаге содержалось 20698 заключенных, из них 4021 – женщины. Осужденных на срок более 20 лет насчитывалось 7784, от 15 до 20 лет – 3044, от 10 до 15 лет – 9441. По характеру преступлений количество осужденных распределялось следующим образом: измена Родине – 14785, шпионаж – 1201, террористы – 772, троцкисты – 57, вредительство – 79, контрреволюционный саботаж – 57, диверсия – 192, участие в антисоветских заговорах – 1140, антисоветская агитация – 755, повстанчество и политический бандитизм – 1421.
О взаимоотношениях каторжан и охраны можно судить по такому факту. На деревообделочном заводе часовой военизированной охраны Мелешенко незаконно применил оружие, и в зоне объекта был убит заключенный Сысоев. Воспользовавшись этим случаем, часть зеков организовала массовое неповиновение, люди два дня не выходили на работу. Их водворили в штрафной барак на 2 месяца с выводом на работу.

Причины восстания

Важное место в решении этой задачи – расследовании причин – принадлежит положениям и выводам, содержащимся в материалах, отложившихся в результате деятельности комиссии МВД и прокуратуры СССР, партийной организации Степлага, а также коллегии МВД СССР, рассмотревшей вопрос о результатах ликвидации массового неповиновения заключенных в Степном лагере МВД и принявшей соответствующее решение 16 сентября 1954 года.
Руководство МВД СССР было серьезно обеспокоено произошедшим в Степлаге и оценило это как ЧП. Несмотря на известную тенденциозность в оценке характера и содержания событий, обусловленную ведомственным подходом, в вопросе о причинах восстания руководство МВД занимало трезвую и самокритичную позицию. Коллегия МВД СССР отмечала, что это чрезвычайное происшествие явилось следствием слабой работы лагерной администрации и оперативного аппарата по обеспечению режима содержания заключенных, а также низкого уровня руководства исправительно-трудовыми лагерями со стороны ГУЛАГа МВД СССР.
Относительно действий и состава их участников коллегия МВД отметила следующее: "Пользуясь попустительством лагерной администрации, уголовники-рецидивисты, завезенные в апреле ГУЛАГом МВД СССР в третье лагерное отделение, при поддержке активной части националистов 17 мая разрушили саманные заборы и ворвались в хоздвор и женскую зону. При попытке лагерной администрации восстановить порядок заключенные, вооружившись ножами, камнями и металлическими предметами, оказали сопротивление. Автоматчики были вынуждены применить оружие". Последнее было использовано частью националистов и осужденных за тяжкие преступления для организации массового неповиновения.
Началу крупного мятежа заключенных Степлага предшествовали события 16 мая 1954 года. В этот день группа из более чем 30 заключенных третьего лагерного пункта лагерного отделения № 3, не повинуясь администрации и надзирательскому составу, преодолела забор, разделяющий второй и третий лагерные пункты, и вторглась на территорию второго лагерного пункта. Оказав сопротивление, группа пробилась через хозяйственный двор в женскую зону.
Прорвавшиеся были возвращены обратно. Вечером 16 мая свыше 200 человек вломились на территорию второго лагерного пункта. Здесь к ним присоединились другие. Это количество людей проникло на территорию хозяйственного двора, откуда, пробив металлическими предметами большое отверстие в стене, вновь вторглась на территорию женского лагерного пункта. Были сломаны дверные запоры штрафного изолятора, избит дежурный надзиратель, самочинно освободили из камер изолятора шестерых узников. В тот же вечер 16 мая заключенные третьего лагерного пункта группой свыше 50 человек произвели налет на штрафной и следственный изоляторы.

Восстание

Из этих положений можно сделать вывод о том, что побудительным мотивом мятежников было не что иное, как сексуальное влечение к представительницам слабого пола.
Для восстановления порядка была введена группа вооруженных автоматами солдат. На предупреждения и выстрелы вверх заключенные не реагировали. Начали забрасывать солдат палками, камнями и другими предметами. И охрана применила оружие. Были убиты 18 человек и 70 ранены.
18 мая поступило распоряжение начальника УМВД Карагандинской области о запрещении применять оружие. Воспользовавшись этим, заключенные стали ловить надзирателей и офицеров, избивать их, а затем бросать на огневые линии. Днем 18 мая 3200 человек не вышли на работу.
Пользуясь стихийным возмущением, оуновцы и служащие УПА, националисты бросили клич: "Бей большевиков!", "Долой советскую власть!", "Уничтожайте русских!".
К утру 20 мая неповиновение и невыход всех заключенных на работу продолжались. Работники лагеря в жилую зону за пределы вахты по-прежнему не допускались с предупреждением об опасности для жизни.
Вечером 19 мая в Джезказган прибыл заместитель начальника ГУЛАГа Бочков с помощником Генерального прокурора СССР. Здесь же были министр внутренних дел Казахской ССР Губин, заместитель прокурора республики. Из Караганды пришло подкрепление – 100 солдат.
20 мая в 12 часов дня представители МВД и прокуратуры вошли в зону для переговоров. В результате в обмен на обещание правительственной комиссии разобраться с фактом применения оружия 17 мая, ввести льготы в виде зачетов, свиданий и переписки заключенные дали согласие с 17 часов 20 мая прекратить неповиновение и 21 мая выйти на работу.
На этом, казалось бы, конфликт был исчерпан. Однако 24 мая группа украинских и литовских националистов, связавшись с бытовиками и укрывшимися от этапа, приняла решение об отказе от работы. В результате 25 мая контингент третьего лагерного отделения на работу не вышел.
"Неповиновение надо пресечь"
Теперь о завершающем этапе восстания. В это время были подготовлены и осуществлены мероприятия, положившие конец длившемуся 40 дней противостоянию между заключенными и администрацией лагеря.
24 июня в Кенгир прибыл воинский эшелон, в составе которого было 5 экипажей танков Т-34. Платформы с техникой были приняты и разгружены на 60-м разъезде железной дороги Караганда – Жезказган. До Кенгира было 36 километров.
Восстание заключенных третьего лагерного отделения Степного лагеря МВД, в котором участвовало более пяти с половиной тысяч человек, продолжавшееся с 16 мая по 25 июня 1954 года, было подавлено введенными 26 июня в зону войсками и танками. Руководители операции сумели скрытно сосредоточить технику в необходимых местах. И в 3 часа 30 минут начался штурм.
При сопротивлении заключенные применяли самодельные гранаты, пистолеты, пики, железные прутья и камни. Войсками был открыт огонь из пушек танков холостыми снарядами, применялись ракеты, конвойно-караульные собаки. Операция закончилась в 5 утра. Восстание было подавлено.