Юлий Цезарь: каким на самом деле он был

12 июля 100 года до нашей эры родился Гай Юлий Цезарь. В историю он вошел как великий завоеватель и не менее успешный политик. Как и Александра Македонского, его приравнивали к богам, воспевали его храбрость и обвиняли в любви к мужчинам.

Потомок богини

Согласно легенде рода Юлиев, из которого происходил Цезарь, великий политик и полководец был потомком Энея, предка Ромула и Рема и главного героя знаменитого римского эпоса «Энеида». Причем, сам Эней был представителем царского дома Трои, племянник последнего властителя павшего города – Приама. А по матери Эней и вовсе принадлежал к божественному роду – он был сыном Афродиты. Таким образом, сам Цезарь имел полное право возводить свои генеалогии к богам, что он не раз использовал для своей выгоды. В погребальной речи над своей теткой он вполне недвусмысленно поставил свой род на одну линию с полубогами: «Род моей тетки Юлии восходит по матери к царям, по отцу же к бессмертным богам: ибо от Анка Марция происходят Марции-цари, имя которых носила ее мать, а от богини Венеры – род Юлиев, к которому принадлежит и наша семья. Вот почему наш род облечен неприкосновенностью, как цари, которые могуществом превыше всех людей, и благоговением, как боги, которым подвластны и самые цари».

Авантюрист

Спасаясь от преследований диктатора Суллы, молодой Цезарь бежал из Рима и скрывался в Вифинии у царя Никомеда. Он пробыл у него не долго, вскоре вышел в море и вблизи острова Фармакуссы попался в плен местным пиратам. Сперва они потребовали выкуп в сто двадцать тысяч денариев, на что Цезарь рассмеялся и сказал, что они «мелко берут», предложив им триста тысяч денариев. Его смелость, при общении с морскими разбойниками граничила с самоубийством. Когда он ложился спать, то приказывал им молчать. На протяжении месяца, который он провел в плену, Цезарь спокойно шутил с ними и принимал участие в их гимнастических упражнениях. Иногда, писал Плутарх, он развлекал себя тем, что сочинял стихотворения и читал пиратам свои произведения вслух. Тех, кому не нравилось, он называл невеждами и дикарями, и даже грозил их повесить. Кстати, свою угрозу он не замедлил привести в исполнение. Оказавшись на свободе, Цезарь нанял в гавани Милета несколько судов и напал на пиратов. Деньги взял как добычу, а пленных бросил в пергамскую тюрьму. Впоследствии, при его вмешательстве разбойников распяли, о чем сам Цезарь не раз вспоминал "как бы в шутку".

Жрец Юпитера

Не только семейная легенда связывала Цезаря с римскими богами. Он принадлежал к фламинам – жрецам Юпитера, верховного бога Римского пантеона. Причем этот пост он получил не без ссылки на своих божественных прародителей. Фламин Юпитера должен был жить в рамках множества запретов, ограничений и традиций: он не мог ездить верхом, ножка его кровати должна была быть всегда испачкана грязью, ему нельзя было касаться сырого мяса и многое другое. Должность, как и ограничения, ее сопровождавшие, была пожизненной, но Цезарь исполнял ее до 89 года д.н.э., до прихода к власти диктатора Суллы, чья тирания вынудила его бежать из Рима. Тем не менее, даже после этого, Цезарь не раз пользовался правами жреца. Например, основываясь на власти данной ему богами, Юлий в 46 году до нашей эры реформировал календарь, что до этого времени было прерогативой лишь фламинов. Так, с легкой руки «отставного жреца» на свете впервые появился календарь, где в году было 365 дней.

Подкуп

Все, кто знал Цезаря или упоминал о нем в своих произведениях, отмечали один из главных его пороков – корысть. Нет, Цезарь был не скуп, в своих интересах он мог щедро разбрасываться средствами, но к альтруистической благотворительности склонности не имел. «Бескорыстия он не обнаружил ни на гражданских, не в служебных областях», - писал об этой черте Юлия Светоний. Кстати, несмотря на свой проницательный ум, уникальный талант полководца и тонкую политическую прозорливость, немалую часть своих целей Цезарь добился, как говорят, «по блату». Чтобы заручиться поддержкой со стороны римских граждан, он воздвиг форум, земля под которым стоила больше ста миллионов динариев. Легионерам он удвоил жалование на вечные времена, иногда преподносив в качестве дара пленных рабов. С таким же усердием он привлекал на свою сторону царей и провинции: одним он посылал в подарок тысячи пленников, другим отправлял на помощь войска куда угодно и когда угодно, без одобрения сената и народа.

Друид "на службе"

Для историков, сочинения Цезаря являются одним из главных источников по религии древних кельтов – друидизме, про которую, вопреки всем домыслам, известно совсем немного – кельты знали лишь устную традицию и не оставили никаких памятников. Среди античных источников, рассказывающих о кельтах, «Записки о Галльской войне» Цезаря, пожалуй, наиболее достоверны. Во-первых, полководец видел все это своими глазами, во-вторых, у него был неплохой консультант – хороший друг Юлия, друид кельтского племени эдуев Дивитиак. Словно предвидя будущее Галлии в союзе с Римом, Дивитиак стал главным сторонником Цезаря, и не раз защищал свое храброе, но недальновидное племя от расправы, которой грозила им война с Римом. На протяжении нескольких лет Цезарь использовал его как советника, прорицателя, полководца, посла, дипломата, переводчика, курьера и просто соратника. Родное племя, особенно его кровный брат Думнориг – ярый враг Цезаря, видели в поступках Дивитиака предательство, возможность «маневрировать» ему предоставлял только его высокий статус жреца. Дивитиак совершенно неожиданно исчезает из «Записок» Цезаря. То ли Юлий отстранил его, по причине открытой оппозиции Думнорига, которого Дивитиак отчаянно защищал от смертной казни, то ли с друидом расквитались его соотечественники. К сожалению, за пределами «Записок о Галльской войне» историкам ничего не известно о судьбе первого и единственного друида-дипломат Дивитиака.

Женолюб

Цезарь одерживал победу за победой не только на военном поприще, но и на любовном фронте. О его «женолюбстве» в Риме слагали легенды. Об этом нам говорит двустишие, которое распевали воины во время галльского триумфа:
«Прячьте жен, ведем мы в город лысого развратника.
Деньги, занятые в Риме, прокутил ты в Галлии».
Одних только официальных жен у Юлия было четыре, не говоря уже о знатных любовницах, среди которых была Клеопатра, Постумия, жена его соратника Гнея Помпея и даже мавританская царица Эвноя. Одной из фавориток Цезаря была мать его будущего убийцы Брута – Сервилия, на подарки которой полководец не скупался – он дарил ей жемчужины в шесть миллионов, богатейшие поместья. От его нескрываемой страсти и пошел впоследствии слух, что Брут, сын Марка Юния Брута и Сервилии, был, на самом деле, сыном Цезаря.

Тайна лаврового венка

Как у многих представителей античного мира, у Цезаря было щепетильное отношение к гигиене, чистоте и внешнему виду. Светоний описывает Цезаря следующим образом: «Он был высокого роста, светлокожий, хорошо сложен, лицо чуть полное, глаза черные и живые. За своим телом он ухаживал слишком даже тщательно, и не только стриг и брил, но и выщипывал волосы, и этим его многие попрекали. Безобразившая его лысина была ему несносна, так как часто навлекала насмешки недоброжелателей. Поэтому он обычно зачесывал поредевшие волосы с темени на лоб». Кстати, по словам Светония, именно лысина Цезаря увековечила его образ с лавровым венком на голове, он активно пользовался правом ношения лавров, дабы скрыть столь ненавистную лысину. Кстати, попрекали Цезаря не только за излишнее внимание к своему внешнему виду. На его целомудрии, еще во времена его жреческих функций несмываемым пятном было сожительство с Никомедом, слухи о котором навлекали на него всеобщее поношение. Правда, справедливости ради, надо заметить, что основными источниками народных толков были враги Цезаря, в том числе и Цицерон. «Цицерон описывал в некоторых своих письмах, как царские служители отвели Цезаря в опочивальню, как он в пурпурном одеянии возлег на золотом ложе и как был растлен в Вифинии цвет юности этого потомка Венеры; мало того, когда Цезарь говорил перед сенатом в защиту Нисы – дочери Никомеда, и перечислял все услуги, оказанные ему царем, Цицерон его перебил: «Оставим это, прошу тебя: всем отлично известно, что дал тебе он и что дал ему ты!», - приводил Светоний знаменитые строки из сочинений Лициния Кальва.