Жесткие изменения в законодательстве СССР, которые вступили в силу в апреле 1935 года, вводили уголовную ответственность для несовершеннолетних, начиная с 12-летнего возраста – вплоть до смертной казни. По официальной версии, к подобному шагу Сталина подтолкнул небывалый разгул детской преступности.
Кто надоумил принять такие суровые меры
В марте 1935 года Иосифу Сталину поступил письменный доклад наркома обороны СССР Климента Ворошилова о состоянии подростковой преступности в Москве. Аналогичные доклады получили также Вячеслав Молотов и Михаил Калинин. Основываясь на данных, предоставленных ему начальником московской милиции Леонидом Вулем, Ворошилов приводил статистику: в столице на тот момент было зарегистрировано порядка 3 тысяч хулиганствующих подростков, из которых свыше трети – отъявленные, способные на совершение особо тяжких преступлений.
Ворошилов, в частности, напомнил в своем докладе о случае с ножевым ранением, нанесенным 9-летним ребенком 13-летнему сыну зампрокурора Москвы Вениамина Кобленца, и прямо предложил «расстреливать таких мерзавцев».
Через три недели в «Правде» уже было опубликовано постановление ЦИК и Совнаркома «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», согласно которому, дети, начиная с 12-летнего возраста, уличенные в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, в сущности, приравнивались ко взрослым преступникам, и к ним также применялись «все меры уголовного наказания», включая высшую – расстрел. Через несколько дней прокурорам СССР разослали секретное разъяснение данного постановления: высшая мера наказания относится и к лицам, не достигшим 18-летия (а статьи УК РСФСР и других республик СССР с указанием этого «несовершеннолетнего» ограничения по расстрелу, соответственно, «отпадают»).
Как к «расстрельной» теме относился сам Сталин
В 90-е годы была рассекречена беседа Иосифа Сталина с известным французским писателем Роменом Ролланом, который приезжал в СССР летом 1935 года и встречался с главой государства. Роллан не преминул задать Иосифу Виссарионовичу вопрос и об ужесточении мер уголовного наказания в отношении несовершеннолетних. Писатель, в частности, засомневался в гуманности расстрелов детей-преступников.
Сталин подробно обозначил свою позицию по этому вопросу, сделав акцент на том, что эта мера не репрессивная, а педагогическая. Иосиф Виссарионович объяснил Роллану: ее введение обусловлено появлением в СССР групп хулиганствующих детей, склонных к совершению тяжких и особо тяжких преступлений. Данные «ОПГ», подчеркнул Сталин, организуются и направляются взрослыми преступниками. Поэтому декрет от 7 апреля 1935 года преследует цель устрашить этих «старших товарищей» и не допустить, чтобы дети сплачивались в подобные шайки.
Глава государства также обосновал причину непридания фактов о преступлениях детей огласке в печати – якобы это может спровоцировать других криминальных элементов поступать аналогичным образом.
Кого из детей казнили по сталинскому постановлению
Известно, что 7 июля 1941 года был издан еще один разъяснительный документ, касающийся судебной практики по постановлению ЦИК и Совнаркома от 7.04.1935 г. – Указ Президиума Верховного совета СССР о применении судами документа 6-летней давности. Там подчеркивалось, что к судебной ответственности привлекаются только те несовершеннолетние, в отношении которых доказано, что преступления они совершили умышленно. Это был последний нормативный правовой акт сталинского законодательства, касающегося привлечению к уголовной ответственности детей в возрасте от 12 до 17 лет включительно.
Современные историки не располагают точными, документально подтвержденными данными о количестве детей, расстрелянных за время действия данных мер (формально, за 24 года – Указ Президиума ВС СССР от 7.07.1941 г. , как и постановление 1935 года, утратили силу согласно Указу Президиума ВС СССР от 13.04.1959 г.). Широкую огласку получил только один подобный факт – расстрел в 1940 году 17-летнего Владимира Винничевского, который, по данным следствия и суда, с 1938 по 1939 годы в Свердловской области убил 8 детей (возможно, и больше, это только доказанные эпизоды), самому младшему их которых не было и трех лет. Винничевский похищал их и насиловал перед тем как убить. Прошение о помиловании и отправке его на Финскую кампанию, чтобы искупить содеянное кровью, суд отклонил.