23/10/18

Зачем в советское время в «малолетку» сажали взрослых уголовников

Тюрьма – это особый мир, в котором действуют свои собственные нормы и правила поведения. При этом ситуация в воспитательных колониях, где содержатся малолетние преступники, может кардинальным образом и в худшую сторону отличаться от взрослой тюрьмы. В советское время зародилась практика сажать в «малолетку» преступников старшего возраста. Для чего это делалось?

Нареформировали

Корни такой практики идут с начала 1960-х годов. Тогда была проведена реформа исправительно-трудовой системы, в результате которой лагеря были поделены на несколько типов в зависимости от контингента содержащихся в них преступников: общего, усиленного, строгого и особого режимов.

Так появились исправительные учреждения для «первопроходчиков» (тех, кто оказался в тюрьме впервые), в том числе для несовершеннолетних преступников. До этого исправительные учреждения были едиными для всех, срок мотали люди самых разных возрастов. Идея авторов реформы была в том, чтобы отделить «новичков» от рецидивистов и тем самым исключить возможность дурного влияния со стороны последних.

Однако власти не учли одного существенного нюанса: отделив «первопроходчиков» от опытных зеков, они отсекли их от выработанного многими поколениями заключенных опыта совместной жизни в тюрьме. Рецидивисты, как умудренные сидельцы, хорошо разбирались в правилах тюремной жизни, что позволяло им худо-бедно налаживать совместный быт, сообща решать возникающие проблемы и преодолевать трудности.

Кроме того, раньше борьба за лучшее место в тюремной иерархии в определенной степени смягчалась старыми и пожилыми людьми. Их могли не бояться, их мнение могло быть не авторитетным, однако само присутствие таких престарелых сидельцев заставляло зеков помоложе вести себя более-менее адекватно.

Кошмар «малолетки»

Оказавшись вместе с одной колонии, малолетние преступники начали устанавливать свои собственные, отличные от мира старших. Взросление организма и сопутствующая этому высокая эмоциональность обрекала их на постоянное выяснение отношений, стремление доказать другим свою силу.

Отсутствие важного сдерживающего фактора в лице взрослых было одним из катализаторов бесконечных конфликтов между малолетними уголовниками. Об уровне жестокости в таких колониях ходили легенды. Считается, что первые «опущенные» появились именно после реформы начала 60-х, и появились как раз на «малолетке», то есть в воспитательных колониях. Отсутствие женщин толкало молодых зеков к нетрадиционному сексуальному опыту.

Это не значит, что «петухов» и прочих представителей низшей тюремной касты не было в 1950-е и более ранние годы. Однако упоминались они исключительно в качестве «добровольцев» – тех, кто поддался на уговоры излишне озабоченных зеков. Насилие для склонения к половому акту тогда никто не применял.

Беспредел в воспитательных колониях медленно нарастал, и в начале 1980-х наибольший процент «опущенных» давали именно «малолетки». Молодые «первопроходчики», не знакомые с «нормальной» тюремной жизнью, устанавливали в камерах правило далекое от справедливости правило сильного.

Издевательство над сокамерниками порой превышало всякие пределы. Особенно популярной на «малолетке» была так называемая игра в прописку. Новоприбывшего зека заставляли разгадывать разные изощренные загадки, при неправильном ответе сильно избивали. Кроме того, человека приказывали «нырять с нар», биться головой. Все на потеху старших по камере.

В 1980-е годы отмечалось большое количество побегов из «малолеток». Не в состоянии выдерживать издевательства своих более сильных сокамерников, малолетние преступники пытались перебраться в другую зону, попасть в лагеря для взрослых или любым другим путем выбраться из ада воспитательной колонии.

«Батя» в хате

Для исправления ситуации руководство исправительно-трудовых учреждений пошло в конце 1980-х годов на необычный эксперимент. В камеры к малолеткам стали подсаживать так называемого «батю» – взрослого арестанта, который, что самое главное, не понаслышке знаком с тюремной жизнью. «Новичку», пусть даже великовозрастному, делать среди молодых зеков было совершенно нечего – загнобят.

На «батю» возлагалась важная миссия: он должен был объяснить молодым, что такое тюремный закон, каковы правила «цивилизованного» общежития в заключении, чего можно делать, а чего нельзя. Он же должен был рассказать молодым о нарушении тюремного закона и наказаниях, которые за него последуют. Словом, задача «бати» – научить малолетних преступников взрослой зековской жизни.

Авторы идеи мыслили стратегически: малолетний преступник, становясь совершеннолетним, переводился из воспитательной колонии во взрослую тюрьму. Туда же он переносил нормы собственного поведения, в большинстве случаев неприемлемые для взрослых зеков. Из-за этого возникало больше число конфликтов. Роль «бати» была, помимо прочего, в том, чтобы научить молодых жить не по беспределу, чтобы они в дальнейшем легко смогли влиться во взрослый коллектив.

Следи за собой

Но иногда возникали случаи, когда «батя» вместо воспитания начинал откровенно гнобить малолетних уголовников, полагаясь на свое физическое и психологическое превосходство. Здесь необходимо понимать, что в тюремном законе безосновательное издевательство не в почете. Если уж бить, то за что-то. Просто так никого гнобить нельзя. Во всяком случае, это не поощряется.

Воспитательная колония – это тоже часть тюремного мира, пусть и весьма специфическая, посему такая норма распространяется и на «малолетку». Случалось, что «бати» грабили молодых или творили с ними что похуже. Подобное «превышение полномочий» считалось серьезным «косяком» в глазах взрослых зеков, и так просто они о нем не забывали.

Потому для «бати» было важно, с одной стороны, уметь исполнить роль старшего и научить молодых принятым у взрослых зеков нормам поведения. А с другой, не злоупотреблять своей властью и влиянием, иначе собственная тюремная «карьера» может покатиться по наклонной.