10/10/18
Зачем зеки делают себе татуировки с православными символами

Исследователи советской (российской) тюремной тематики не берутся с точностью до года определить, когда в местах лишения свободы СССР на телах осужденных начали появляться татуировки с элементами религиозных символов. Ветерану МВД Данцигу Балдаеву, автору книги «Татуировки заключенных», собиравшему альбом с фото разнообразными уголовными наколками более полувека, удалось запечатлеть подобные тюремные тату времен ГУЛАГа.

Кололи ли купола до и после революции

В двух изданиях, посвященных воровскому жаргону, – Владимира Трахтенберга «Блатная музыка (Жаргонъ тюрьмы) 1908 года и Сергея Потапова «Словарь жаргона преступников («блатная музыка»), ведомственное руководство для работников НКВД, 1927 год, упоминания о значении татуировок в тогдашней уголовной среде отсутствуют.

Вместе с тем, долгие годы собиравший по советским МЛС самые разные татуировки ветеран милиции Данциг Балдаев утверждает, что «церковные» наколки на ветеранах ГУЛАГа, которых он еще успел застать в начале своей милицейской карьеры, были сделаны еще как «охранные грамоты», а не символы определенной тюремной иерархии. Исследователи этой темы считают, что другой смысл «куполам», «крестам», «мадоннам с младенцами» и иным элементам татуировок с православными сюжетами начали придавать в советских лагерях и тюрьмах в 30 – 40-х годах ХХ века, с утверждением и укреплением института воров в законе.

Что значат эти наколки...

Еще один отечественный историк тюремных татуировок, в свое время ведущий специалист Советского Союза в этой области, старший эксперт-криминалист МВД СССР Аркадий Бронников собрал и издал порядка 200 фотографий уголовных тату, среди которых православные сюжеты занимают одну из основных позиций. Бронников подтверждает, что в воровском мире «чистый телом» заключенный – это пустое место, не авторитет, правильного вора должны «читать» по татуировкам, как книгу.

Татуировка с Девой Марией и младенцем, к примеру, многозначна – эта наколка значит, что ее обладатель «чалится» в МЛС с юношества или же он член ОПГ либо надеется на покровительство Богородицы. По словам Бронникова, наколотые на теле осужденного церковь или монастырь – это знак принадлежности к воровскому сословию, по числу куполов можно сосчитать количество «ходок» в МЛС. Причем купола обязательно должны быть с крестами – это означает, что вор срок отбыл, в противном случае за отсутствующие кресты ему могут и «предъявить». Если прежде, до 30-х годов, татуировка в виде креста означала бренность существования, то с утверждением воровского закона «крест» (в различных вариациях, не только традиционный православный) – это однозначно подтверждение статуса «вор».

... зачем их делают

По мнению культуролога Алексея Плуцер-Сарно (он писал предисловие к книге Данцига Балдаева «Тюремные татуировки»), есть 3 основных фактора, которые побуждают осужденного делать татуировки, в том числе, с православными сюжетами (элементами). Плуцер-Сарно убежден, что даже нанося себе «православные» наколки, уголовник взывает не к Богу, а к сатане.

В первом случае, наколов свое имя или простой крест, сиделец словно бы молитвенно обращается к вышним силам, заявляя о себе и своей горькой судьбе. Во втором – «купола», кресты», «монастыри» и т.п. – это «привет из прошлого», своего рода «паспорт» или «мундир» уголовника, средоточие памяти воровского сообщества. В третьем случае наколки на православную тему (к примеру, цитаты из молитв) – программирование будущего, заклятья на заведомо удачный «расклад» в последующие годы.

... и какого мнения об этом РПЦ

И Русская Православная Церковь, и ислам, и иудаизм относятся к любым татуировкам на теле резко отрицательно – религиозные иерархи приводят схожие аргументы, согласно которым нанесение всяких рисунков на тело – это явная, умышленная хула на Всевышнего, попытка человека казаться выше Него. У буддистов отношение к татуировкам неоднозначное, строгих канонов на этот счет нигде не прописано. Но за изображение Будды на теле ниже спины в некоторых странах, где исповедуют эту религию, могут серьезно наказать (в том числе, и иностранцев) – вплоть до заключения в тюрьму.

Известный румынский священник Иоанн Валентин Истрати, объясняя библейское отношение к наколкам, приводит цитату из Книги Левит (третья часть Ветхого Завета и всей Библии), где прямо говорится о запрете «накалывать на себе письмена». В древности это было признаком принадлежности к язычникам, сейчас, говорит священнослужитель, подобные росписи делают, чтобы отличаться от других, показать свое превосходство.

У мусульман, по утверждению сирийского муфтия региона Аль-Баба Ахмада Шарифа ан-Наасана, любая подобная попытка изменения внешности оскорбляет Аллаха, создателя человека.