16/09/18
Землячество и дедовщина в советской армии: главные отличия

Землячества в советской армии появились в 1960-е годы. Солдаты начали сбиваться в сплоченные коллективы сначала по территориальному, а затем и по национальному признаку. Как происходило формирование неуставной системы землячества и в чем ее принципиальное отличие от дедовщины?

Типы землячеств

По большей части землячествами называли неформальные объединения военнослужащих неславянских национальностей. Однако, ещё до их возникновения в некоторых советских частях солдаты уже объединялись по территориальному принципу в зависимости от того, кто откуда призывался.

В 1970-е годы на смену территориальным землячествам начали приходить национальные. До конца 1960-х годов советская армия состояла в подавляющем большинстве из представителей славянских наций, однако их невысокая рождаемость вкупе с громадными потерями в Великой Отечественной войне дала о себе знать. Постепенно в армии становилось больше представителей кавказских и среднеазиатских республик.

Оказавшись в незнакомом и, как им казалось, враждебном для себя окружении, они стремились держаться вместе и по возможности защищаться от посягательств других военнослужащих, оказывать друг другу психологическую поддержку.

Землячество и дедовщина

Пока армия сохраняла преобладающий славянский состав, система дедовщины была доминирующей. Увеличение представителей других наций привело к размыванию "дедовской" системы, формированию альтернативной ей земляческой. Она имели ряд принципиальных отличий.

Иерархия в дедовщине строилась по простому принципу: чем дольше служишь, тем больше привилегий. Для национальных землячеств более важна принадлежность к определенному этносу, посему занять там привилегированное положение мог даже первогодка, тогда как при дедовщине он подвергался бы унижениям и выполнял самую грязную работу.

Кроме того, национальные землячества демонстрировали меньше внутренней жестокости. Стремление держаться особняком от остального коллектива и даже противопоставлять ему себя диктовало необходимость внутреннего сплочения. Кроме того, землячества в одной части периодически устраивали между собой потасовки, и залогом успешной борьбы было единство коллектива.

Дружба народа

Отношения в землячествах были во многом отражением социальной системы и этических норм, сложившейся в их этносах. А поскольку нацземлячества создавали в основном кавказцы и выходцы из Средней Азии, то и царили в них строгие иерархические отношения, основанные на беспрекословном подчинении младшего старшему.

Но такая иерархия значительно мягче, нежели дедовская: никакого унижения младшего старшим не было, отношения между ними были наставническими и в какой-то степени "отеческими", напоминали родственные связи. Попадавший в коллектив к землякам "проскакивал" ступени иерархии в дедовщине - "дух", "черпак", "дед".

Кроме того, в землячествах действовал принцип "око за око". К примеру, если кавказец подвергался давлению со стороны славянского деда, то на его защиту шла остальная группа, что приводило к крупным потасовкам "земляков" с "дедами". Славянские старослужащие старались не вмешиваться в дела землячеств, что к середине 1980-х годов привело к функционированию двух параллельных систем неуставных взаимоотношений в советской армии.

Ребята с нашего двора

Какой-то специальной системы распределения "националов" по тем или иным частям не существовало. В СССР культивировалась дружба народов, да и конфликты на национальной почве в те годы если и были, то не выплескивались в публичную плоскость.

Оказаться вместе жители одного города или аула с Кавказа или Средней Азии могли совершенно случайно. По большей части такое встречалось в мотострелковых и инженерных войсках, особенно в подразделениях, дислоцированных на территориях нацреспублик.

Элитные войска - ВДВ, пограничники, а также флот и противовоздушная оборона в основном комплектовались из славян. Тогда как в мотострелки и "инженеры" брали всех. Поэтому землячеств возникало больше всего именно в этих войсках.

Самые мощные

Как отмечал социолог Сергей Белановский, самыми сильными землячествами были кавказские - чеченцы, азербайджанцы, дагестанцы и другие. Доминировать в роте могла даже небольшая группа кавказцев - 4-5 человек. Часто такие землячества образовывали межполковые объединения.

Сплоченными были и среднеазиаты. Те поступали очень хитро: на первом году службы старались "откосить" от работы, ссылаясь на недостаточное знание русского языка, а на втором году говорили, что трудиться им уже не по статусу. При этом доминировать в роте могли лишь в том случае, если составляли более половины ее состава.

Представители других наций не образовывали крепких землячеств. Особняком стояли прибалты. Эстонцы, латыши и литовцы были не агрессивны, но при этом, как вспоминали их сослуживцы, отличались своеобразным презрением к остальным.