30/03/18

Каково представление о жизни после смерти в разных религиях

Представления о том, что смерть – отнюдь не окончание существования человека, а лишь переход этого существования в иное качество, зародились еще в эпоху палеолита. Во всяком случае, именно к этому времени относятся древнейшие захоронения, в которых обнаружены разные виды оружия, обилие костяных украшений, которые очень понадобятся дорогому покойнику в ином мире.

Как именно себе представляли люди той далекой эпохи посмертную участь соплеменников, сейчас сказать невозможно. Зато более поздние религии дают нам яркие картины загробного мира.

Египтяне

Египтяне верили, что после смерти их ожидает очень серьезная процедура, включающая в себя прохождения различных этапов, напоминающих современные представления о «мытарствах души». Здесь и хитроумные лабиринты, и игра в вопросы-ответы с разными чудищами. Пройдя через все это, душа покойного оказывалась перед самим владыкой загробного царства Осирисом и судилищем из сорока двух богов. На специальных весах боги Тот и Анубис взвешивают сердце покойного, на другую чашу кладя перо богини Маат, олицетворяющее Правду. Если сердце было свободно от грехов, оно весило столько же, сколько перо, и тогда душа отправлялась в рай, который египтяне представляли себе очень незатейливо: плодородная земля, обилие пива и ячменных лепешек, множество рабов, которые служат праведнику. Грешника, чье сердце оказывалось тяжелее Правды, тут же, на месте судилища пожирало чудовище с головой крокодила. На этом его существование завершалось навсегда.

Греки называли загробный мир Аидом. От мира живых его отделяют реки: ледяной Стикс и Лета, воды которой даруют забвение. Через реки покойников переправляет на своей лодке Харон. Именно для оплаты услуг этого перевозчика предназначалась мелкая монетка, которую вкладывали в рот покойному на похоронах. Кроме того, в Аиде есть особое отделение – Тартар, предназначенное для тех, кто уж очень прогневал богов.

В целом Аид у греков совсем не веселое место, души обычных людей скитаются там по лугам, заросшим асфоделом, стеная и печалясь о том, что никогда более не увидят солнца. Больше они ничего не делают. Души грешников, напротив, очень заняты. Например, Сизиф постоянно закатывает на гору огромный камень, который срывается вниз всякий раз у самой вершины. Тантал страдает от голода и жажды, стоя по шею в воде и в окружении ветвей, увешанных фруктами. Стоит ему потянуться за водой или плодами, как ветки поднимаются, а вода уходит. Дочери Даная обречены бесконечно заполнять водой дырявый сосуд.

В эпоху поздней античности появилось представление о еще одном отделении царства мертвых – Элизиуме. Там очень приятный климат, в изобилии вкусная пища, нет забот и тягот. Туда попадают самые праведные праведники.

Германские племена

Своеобразное представление о посмертной участи было в религии древних германских племен. Храбрые воины, павшие на поле битвы с мечом в руках, попадают в Вальгаллу – небесный чертог, где они пируют вместе с верховным богом Одином. Попаданию в Вальгаллу предшествует приятный момент: павших воскрешают своим поцелуем валькирии – воинственные дочери Одина, они же и доставляют храбрецов на пиршество. Все прочие люди отправляются в царство богини смерти Хель. Там всегда холодно, и, видимо, страшно, поскольку сама хозяйка этих мест довольно жуткое существо: с одной стороны она похожа на прекрасную деву, с другой – на разлагающийся труп.

Индуисты

Индуисты верят в реинкарнацию, то есть, в перевоплощение души после смерти. Чем чище и праведнее была жизнь человека, тем выше будет последующее воплощение его души. Задача человека в этой жизни – наращивать свой духовный опыт, постепенно отметая от себя все низменное, и тогда, через множество воплощений, его душа, наконец, вырвется из этого круговорота смертей и рождений, который именуется в индуизме сансарой.

Буддисты

Буддисты конечной целью этих перерождений считают не просто освобождение от сансары, но слияние с божественной сущностью, погружение в нирвану – состояние отрешенности и просветления.

Мусульмане

Мусульмане верят, что после смерти им предстоит пройти по мосту Сират, тонкому, как женский волос, и острому, как меч архангела Азраила. Преодолеть его сможет только праведник, по этому мосту он войдет в Джаннат (рай). Рай мусульмане, как и положено жителям пустыни, представляют себе в виде тенистых садов, где стоят прекрасные шатры из шелка, журчит вода и царит прохлада. Праведникам служат прекрасные юноши, в супруги обитатели рая могут взять райских дев – чернооких гурий, или своих жен, если те тоже окажутся в Джаннате. Всем обитателям рая – 33 года. Они возлежат на вышитых подушках, вкушают прекрасные яства, а испражняются посредством пота, который выступает на их теле подобно благовонному мускусу. Но высшее наслаждение, дарованное праведникам – это лицезрение Аллаха.

Грешники не смогут преодолеть моста Сират, они рухнут с него прямо в преисподнюю -- Джаханнам, где для них уготованы разнообразные вечный огонь, ядовитые скорпионы и голодные чудища, которые будут рвать грешника на части. При этом всякий раз, как у грешника будет сгорать кожа, взамен у него будет появляться новая, чтобы наказание длилось вечно.

Христиане

Христианский рай тоже имеет черты прекрасного сада. Впрочем, иногда его представляют, как «небесный град», «небесный Иерусалим», со стенами, сложенными из драгоценных камней, с мраморными ступенями, с улицами, как прозрачное стекло. Праведники здесь не предаются плотским утехам, как в раю ислама. Их блаженство состоит в единении с Богом. Кроме того, праведники рая выполняют очень важную задачу: они молятся Богу о грешных душах и могут отмолить грешника от вечных мук.

Христианский рай раньше так же представлялся, как место вечных пыток. Однако, сейчас богословы отказываются от такого толкования. Страдание грешников в наши дни часто понимается, как вечные муки совести и невозможность быть с Богом.