«Дедовщина» — печальное явление советской армии сродни воровским понятиям. В этой закрытой системе существовала своя иерархия и собственная система ценностей.
«Дух» заменяет двух»
«Дух» в ВС СССР – это военнослужащий срочной службы, принявший присягу и пребывающий в действующей армии первые 6 месяцев. Российский писатель и историк, собиратель и издатель армейского фольклора Николай Каланов определяет «духа» в контексте казармы (кубрика) как личность бесплотную, бесполую, неумелую и безмозглую, прав у «духа» чаще всего никаких нет, он предназначается лишь для грязной работы.
«Один «дух» заменяет двух» – неполная цитата из армейского фольклора ВС СССР. В данной фразе варьировался только род войск или виды техники, которая использовалась при производстве работ, где задействовались военнослужащие. Из этой же серии: «"Духи": слава Богу, не убили! "Деды": день прошел, и черт с ним!».
Кандидат исторических наук Константин Банников в своем исследовании квалифицирует «духов» как «низшую касту, тех, кто только что призван и абсолютно бесправен».
Исключение из правил
В диссертации кандидата социологических наук Дмитрия Клепикова о «дедовщине» как социальном институте «золотой дух» определяется как уникум, попавший в определенную среду – отдельно взятое воинское подразделение (отделение, взвод, рота). «Золотой дух» должен быть именно в единственном числе среди сослуживцев старшего призыва. По правилам «дедовщины», «золотого духа» не нагружают работой, он не прислуживает «дедам» и «дембелям». Гнобить и эксплуатировать «золотого духа» считается дурным тоном, того, кто в этом будет уличен, строго накажут.
Коллективизм «золотым духам» все же свойственен, но он всегда хронологически ограничен: там, где в советской армии бытовала эта традиция, «духи» становились «золотыми», когда у «дедов» сакральный стодневный срок до приказа об увольнении по времени ополовинивался. Этот временной «водораздел» становился «Днем золотого духа»: «деды» «менялись» статусами с «духами» – по идее, старослужащий должен был исполнять все приказания военнослужащих младшего призыва, эта традиция походила на подобие ролевой игры.
На деле «духи», как правило, не злоупотребляли предоставленными возможностями, и привилегиями не пользовались – понимали, что «День золотого духа» скоротечен, и по его прошествии все вернется на круги своя. Самые строгие приверженцы соблюдения правил «Дня золотого духа» скрупулезно следили, чтобы «деды» не отыгрывались на «духах», отмщая им после этой временной «передышки», Когда такие случаи все же отмечались, «золотой день» могли и повторить.
Полная херня о дедовщине в 78-79 годах. Я музыкант и технарь вставлял люлей конкретных ещё в Тамбовской учебке. На меня после моей ответки шестёркам кинулись сержанты. Пришлось претерпеть от власти армейской чисто издевательство. Сержанты/молокососы учебок бить не умеют или боятся. Ушёл в часть в Казахстан. Ушёл с товарищем из Хабаровского края Виктором Рыбаковым. В одну часть. Виктор был кмс по боксу. Деды в части к нему подкатили и получили с ходу. Ноги отнялись у них на 30 минут не менее. Я как бы гирьки толкал и штангу до армии. Тела черпаков летали метра на 2,5 и прилепали к стене секунды на три. Тимошенко точно помнит мой втык!.Тестировали нас каждого по отдельности. Ссали не дай бог оба спина к спине!. Принимайте эстафету молодые и не очкуйте!.
Написать можно хоть что. Я в армию пошёл сам, в 19 лет хотя, должен был сидеть дома до демобилизации старшего брата. До армии занимался гимнастикой , и что самое главное я отучился в школе-интернат 7 лет. Армию я просто прошёл как на прогулке, ни кому ни когда ни чего не стирал, и не подшивал. За 2 года службы делал всё сам. Да были случаи, но, 7 лет ,и занятие гимнастикой не прошли для меня даром.
Конечно в Советской Армии были молодые и старослужащие солдаты, но не было каст, не было деления по национальной принадлежности, по социальной, имущественной, силовой, религиозной и др. Деды не могли трогать новобранцев без желания попасть в дисбат. Что такое дисбат можете найти в инете. Из дисбата в обычные части возвращались дослуживать свой срок не крутые деды, а молчаливые, здоровые, сильные парни, которые молодого призывника мизинцем не тронут. Нарушения устава были, но не критические, кто прогнулся, тот и стирал портянки или носки деду, а кто поставил себя сразу твёрдо, тот пользовался уважением и почетом сослуживцев.
Я служил в 83-85 г на севере Кировской области. Полк неофициально называли «дикая дивизия», курсантов ВУ пугали распределением в эту часть. И сливали сюда откровенный шлак. Офицеры в массе очковали вмешиваться в отношения срочников, передавая свои полномочия сержантам и дедам. В части была дедо-уставщина с национальными кланами. Был отдельный батальон с комбатом-казахом, естественно там преобладали казахи. Иные национальности, попавшие туда, имели возможность не выкарабкаться из духов вообще, и часто такое происходило. В дисбат отправляли только тех, кого сами офицеры боялись как огня. Читаю воспоминания людей -«я был КМС, деды меня боялись»- у нас это не прокатывало вообще. Сержанты-деды могли поручить любую работу молодому — неважно в наряде ты или нет, сержант мог все — а офицеры его поддержат. В столовой за столом на 10 человек нормально поедят только 4, остальные впроголодь или вообще останутся непоевшими, — это было в порядке вещей. Через полгода голодухи и недосыпания,тяжелой работы и отсутствия тренировок никакой КМС или МС ничего из себя не представляет вообще, ну максимум — никому не стирал и не подшивал и сапог не чистил. Просто от истощения становился обычным молодым бойцом. Я похудел за полгода на 15 кг и такое было в массе новобранцев. Помню хотел с карантина забрать молодого пацана — борца из Питера, а он мне заявляет «я только с корифаном пойду», а потом и вовсе «меня комбат назначил завсектором художественной самодеятельности и я ухожу в 6 батальон». Я увидел его через полгода- сердце кровью обливалось, его там так обтесали, что от МС остались воспоминания. Один срочник сломал челюсть прапору-Начкару, потом второму, в дисбат его никто и не думал отправлять, а потом он убил сверхсрочника. Тогда уже заменили офицеров в батальоне, сняли по звезде.
Меня призвали в1964 году из первого курса факультета физвоспитания Университета.За время службы (3 года),поменял четыре воинские части. И по приезду в в/ч , заходил в спортивный зал, баловался двухпудовой гирей, жал лёжа 100 кг, проходил по гимнастическим снарядам. И этого было достаточно,чтобы продолжать службу без проблем.