После распада СССР независимая Украина стала не только самой большой страной в зарубежной Европе, но и обладательницей третьего в мире ядерного арсенала. Могла ли «незалежная» в начале 1990-х годов представлять угрозу безопасности России?
Третья ядерная держава
К моменту заключения Беловежских соглашений на Украине находилось 220 стратегических носителей ядерного оружия. Численность одних только баллистических межконтинентальных ракет составляла 176 единиц, причём эти ракеты несли 1 240 боеголовок. Кроме того, имелось 44 тяжёлых бомбардировщика с тысячей «дальнобойных» крылатых ракет. Довершали арсенал несколько сот единиц тактического ядерного оружия, т. е. боеприпасы небольшой мощности, пригодные для нанесения ударов по войскам противника. Судьба украинского ядерного оружия определяла судьбы не только Восточной Европы, но и всего мира.
Похожая ситуация сложилась с Белоруссией и Казахстаном, где также остались «осколки» ядерной программы СССР. В 1992 году был подписан Лиссабонский протокол, по которому эти республики добровольно передали оружие РФ. Однако убедить Украину отказаться от атомных бомб оказалось сложнее. Канадские и доморощенные бандеровцы восприняли ядерное оружие как настоящий «подарок судьбы». Они призывали оставить его себе, чтобы Киев стал самостоятельной грозной силой на мировой арене. Между тем фактически Украина не обладала полным контролем над боеголовками. Согласно Минскому соглашению от 30 декабря 1991 года, ядерное оружие, расположенное на территории Украины, было оперативно подчинено объединенному командованию стратегическими силами СНГ.
«До полной ликвидации ядерного оружия решение о необходимости его применения принимается президентом Российской Федерации по согласованию с главами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Украина после консультации с главами других государств-участников Содружества», – говорилось в документе.
Кроме того, сами параметры ракет не отвечали военным потребностям страны. Они мало помогли бы при открытом столкновении с Россией, скажем, из-за «крымского вопроса».
«Основная ударная мощь ядерного потенциала Украины – 46 твёрдотопливных межконтинентальных баллистических ракет SS-24 по десять боеголовок каждая – имела дальность полёта более 10 тысяч километров. Это означало, что не евразийский континент был их целью», – отмечал украинский профессор Владимир Горбулин.
Наконец, заряды, у которых постепенно истекали гарантийные сроки хранения, начинали представлять опасность для самой Украины. Инфраструктура же по обслуживанию боеголовок осталась у России. Учитывая эти факты, а также угрозу политической изоляции, правительство Украины приняло решение об отказе от ядерного оружия.
Будапештский меморандум
5 декабря 1994 года Украина, Россия, Великобритания и Соединённые Штаты подписали Будапештский меморандум. Киев присоединялся к Договору о нераспространении ядерного оружия, взамен же три другие договаривающиеся стороны (а также Франция и Китай) гарантировали безопасность Украины. Имевшиеся боеголовки были вывезены на территорию России в 1995-1996 годах, последняя ракетная шахта уничтожена в 2001 году. Бомбардировщики Ту-160 и ТУ-95МС Украина пустила на металлолом. После событий 2014 года и присоединения Крыма к России украинцы обвиняли в нарушении буквы меморандума как Россию, так и Америку с Англией. Однако это мнение противоречит тексту документа: 4-й пункт Будапештского меморандума обещал Украине защиту только в том случае, если она подвергнется ядерной атаке, чего, как известно, не произошло.
«Если вы имеете в виду Будапештский меморандум, мы его не нарушили. Он содержит только одно обязательство – не использовать ядерное оружие против Украины. Никто не угрожал применить ядерное оружие против Украины», – заявлял министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Добавим, что сейчас некоторые горячие головы в Киеве говорят о необходимости вернуть стране ядерный статус. На это в случае принятия соответствующего решения уйдет, по оценкам экспертов, не меньше трёх лет.