30/12/23

«17 мгновений весны»: почему после этого сериала в СССР появилась субкультура нацистов

В августе 1973 года на советские экраны вышел телесериал «17 мгновений весны». Двенадцать серий, снятых Татьяной Лиозновой по сценарию Юлиана Семёнова, настолько полюбились телезрителям, что шпионскую сагу пришлось повторять уже через три месяца после премьерного показа. Однако, были у такой популярности и минусы.

Обаятельные и привлекательные

Впервые со времён Великой Отечественной войны нацисты в киноленте были показаны не как тупые и злобные враги, а как умные и хитрые, у которых есть своя правда. Главные роли исполнили Леонид Броневой, Олег Табаков, Василий Лановой, Вячеслав Тихонов, которые добавили сериалу шарма и очарования. К тому же создатели обошлись без демонстрации кровавых сцен и зверств фашистов.

Единственное, к чему можно придраться, так это к эпизодам с держанием младенца радистки Кэт перед открытым окном или с окровавленным человеком, которого волокли гестаповцы в момент встречи Штирлица с пастором Шлагом в тюрьме.

Эффектно смотрелась и стильная чёрная форма. Она, конечно, не использовалась уже с 1939 года, но так как фильм должен был быть чёрно-белым, то создатели сознательно допустили этот киноляп. Форма серого цвета смотрелась бы в таком формате невыигрышно.

А Тихонов сделал и вовсе невозможное. Штирлицу, человеку в нацистской форме, зритель искренне сочувствовал. То, что он являлся всё-таки советским разведчиком, уходило на второй план.

Нацизм – это модно

Лиознова преследовала благую цель – показать, несколько трудно противостоять умному и расчëтливому противнику. Правда, достигла она прямо противоположного результата. Нацисты вошли в моду в СССР.

Если во дворах мальчишки по-прежнему не хотели играть в «войнушку» «за немцев», то в школах (особенно в старших классах) и университетах появились ролевики-нацисты. Советская молодёжь имела «аусвайсы» со свастикой, приветствовала друг друга, щёлкая каблуками или даже аккуратно зигуя, передавала из рук в руки «Майн Кампф». При этом сам Адольф Гитлер героизирован всё-таки не был.

Взрослые граждане, насмотревшись «17 мгновений весны», стали активно изучать теорию и практику нацизма, видя в этой идеологии более совершенную систему. Неонацисты, обладающие организаторскими способностями, сплачивая вокруг себя единомышленников, создавали тайные общества. В таких «группировках» царила железная дисциплина и иерархия, приветствовалось самосовершенствование (много времени уделялось спортивным тренировкам и развитию интеллектуальных способностей). Сегодня численность этих объединений установить не получится, но можно сказать точно – их наличие легализовало нацизм в сознании рядовых граждан.