С момента своего рождения человек привыкает, что существует утро, день, вечер и ночь. Соответственно в организме настраиваются биологические ритмы, которые согласовывают во времени все процессы жизнедеятельности. Однако ученые, исследуя этот феномен, пришли к выводу, что естественным образом в сутках человека не 24 часа, а гораздо больше. Но почему так получилось?
Циркадные ритмы заложены в генах
У всех живых организмов биологические процессы связаны со временем суток. В настоящее время у человека известно более 300 различных функций, которые контролируются внутренними циркадными ритмами. Например, это касается давления крови; самые низкие показатели бывают рано утром и в районе полуночи, а максимальные – с 12 и до 18 часов. Также в течение суток в крови естественным образом колеблется количество сахара и лейкоцитов, температура тела тоже меняется в зависимости от светового дня.
В 2017 году американские ученые Майкл Янг, Джеффри Холл и Майкл Росбаш получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине за многолетние исследования генетических основ циркадных ритмов. Они доказали, что у любого человека имеется его внутриклеточный механизм, который управляет циклическими колебаниями биологических процессов, связанных со сменой дня и ночи. Базовые механизмы человеческих циркадных ритмов сегодня хорошо изучены, но тем не менее некоторые детали остаются необъяснимыми. Так, непонятно, почему в организме могут одновременно сосуществовать несколько «часов»? Все люди на планете живут в стандартном суточном режиме, но как только у них появляется возможность, они его увеличивают, как минимум, на час, причем незаметно для самих себя.
Марафонские сутки
О том, что люди, лишенные света и привычного механического хронометрирования своей жизни, искажают собственные сутки, известно со времен появления тюрем. Но с научной точки зрения на это первыми обратили исследователи Арктики; оказавшись в условиях полярной ночи. Они заметили, что время бодрствования и сна у них увеличилось и все вместе составило около 25 часов. В начале XXI века наиболее объемное исследование на эту тему было проведено в Бернском Общественном Университете. В течение 10 лет команда антропологов, психологов и генетиков наблюдала несколько групп добровольцев, которых они на разные временные отрезки помещали в закрытый бункер. Оказалось, что в условиях изоляции привычный ритм «сон — бодрствование» у людей изменяется, причем, сами испытуемые этого не замечают.
Так швейцарские исследователи установили, что только у 8% добровольцев жизнь хронометрируется по 22-24-часовому промежутку. Порядка 50% людей живут в размере 25-часового времени, а у 42% сутки оказались вовсе огромными. Рабочий день у таких испытуемых длился без перерыва около 24-26 часов, после чего они спали 10-12 часов и снова занимались делами. Подобная картина встревожила исследователей: столь долгий сон у здорового человека представлялся ненормальным. Но сами добровольцы подобные марафонские дистанции сна и бодрствования считали вполне удобными и даже не замечали, что их сутки растягиваются на столь гигантский промежуток времени.
Людям не хватает часа
Американские исследователи из Медицинской школы при Университете имени Джонса Хопкинса установили, что приматы в природе живут по 25-часовому суточному времени. Знаменитый немецкий биолог и поведенческий физиолог, директор Института медицинских исследований имени Макса Планка в Гейдельберге, доктор Юрген Ашофф, проводя научные работы в области хронобиологии, выявил, что интервалы активности-покоя и ритм температуры человеческого тела строго выдерживают 25-часовой период.
Российский специалист в области космической биологии и биоритмологии, доктор медицинских наук Александр Липатов уверен, что среднестатистическому человеку для нормальной жизни в сутках не хватает еще примерно 60 минут. Состояние его естественного биоритма при 24-часовом режиме является вынужденным и напряженным, именно поэтому часто используются будильники и снотворные препараты, быстро изнашивающие организм.
Древние способности помогут в будущем
Почему же внутренние часы, заложенные в генах человека, не совпадают со стандартными земными сутками? Ученые из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка в Лейпциге предполагают, что около 200 тысяч лет назад, когда появился первый Homo sapiens, планета Земля вращалась гораздо медленнее и в сутках было 25 часов или даже больше. К тому же в какой-то период истории часть человечества возможно развивалась в районе современной Арктики, где до сих пор полярный день и ночь составляют почти по полгода. Все это нашло отражение в биологической синхронизации людей с внешним миром.
Сегодня учеными установлено, что циркадная система человека управляет, в том числе выработкой гормонов, регулирующих жизнедеятельность организма. В осенне-зимний период, когда солнечная активность в северных широтах оказывается минимальной по времени, люди больше всего чувствуют усталость, раздражение и сонливость. Сезонная нехватка нейрогормона мелатонина в крови, выработка которого напрямую связана со светом и его спектральным составом, у людей негативно влияет на общее самочувствие, а вот у некоторых животных провоцирует гибернацию. И этот феномен опять же, требует детального изучения, поскольку таким образом возможно открытие способности человека «впадать в спячку», что несомненно пригодилось бы для освоения космоса.