Судьба знаменитого лётчика Сергея Щирова должна была сложиться иначе. Герой Советского Союза и спаситель Иосипа Тито должен был купаться в любви властей. Однако, как сказал прокурор Руденко, счастье Щирова разрушил Берия. Впрочем, и после расстрела Берии летчика в покое не оставили.
«Я был убит всем этим»
Сергей Сергеевич Щиров, который родился в 1916 году в украинском селе Акимовка, еще до начала Великой Отечественной войны окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков. Поэтому неудивительно, что на фронте Щиров воевал именно в качестве летчика. В 1942 году за отличное выполнение заданий он был представлен к званию Героя Советского Союза. Но свой самый знаменитый подвиг Сергей Щиров совершил, когда в 1944 году в сложных метеоусловиях вывез из окружения югославского лидера Иосипа Броз Тито. За это Тито в сентябре того же года присвоил Щирову звание Народного Героя Югославии, а от советской стороны он получил внеочередное звание «подполковник».
Однако по-настоящему страшные события в жизни Щирова, как ни странно, никак не были связаны с войной. Дело в том, что в ноябре 1944 года Сергей Сергеевич женился. Спустя несколько дней после свадьбы новоиспеченный муж узнал о том, что его супругу насильно увез на дачу Лаврентий Берия. Как писал публицист Ю. Феофанов на самом взлете своей карьеры, на пике семейного счастья Герой вдруг получил плевок в душу. Сам Щиров признавался, что «был убит всем этим». Летчик вступил в открытый конфликт с Берией. Последний отправил беспокойного мужа подальше, на службу в Ташкент, в полном одиночестве. Щиров понимал, что арест неминуем. По официальным данным, он дважды пытался бежать за границу, но обе попытки провалились.
«Привлечь внимание»
Таким образом Сергей Щиров дал повод Берии для ареста. По крайней мере, в 1949 году Щиров был арестован именно по обвинению в «попытке запланированного побега за границу для дальнейшей борьбы против СССР». Впоследствии, как утверждает автор книги «Берия» Екатерина Мишаненкова, офицер признался в том, что своими побегами лишь старался привлечь к себе внимание для того, чтобы предстать перед военным трибуналом. Там он собирался все рассказать о злодеяниях Берии. Однако к 25 годам лагерей Щиров был приговорен Особым совещанием при МГБ СССР. Впоследствии он был осужден повторно и лишен звания Героя Советского Союза.
Между тем о том, что случилось с женой отважного летчика, было известно многим. Во всяком случае, в 1954 году Генеральный прокурор Роман Руденко заявил, что все произошедшее обусловлено тем, что Берия «разрушил семейную жизнь» Сергея Щирова. Хотя вины за «антисоветские настроения» Руденко с Щирова не снимал. Как бы то ни было, вскоре Сергей Сергеевич был освобожден по амнистии со снятием судимости. Некоторое время он пытался обустроиться в Москве, наносил визиты старым знакомым, но никто не желал общаться с уже тяжело больным человеком. В конце концов Щиров уехал обратно в Акимовку, где устроился на работу фотографом.
«Высоконравственный и благородный поступок»
Однако Сергей Щиров так и не успокоился, надеясь добиться справедливого наказания для тех, кого считал виновными в крушении своей жизни. По рассказам тети, у которой жил Щиров, он днями и ночами писал письма Георгию Жукову и другим военачальникам. Если верить Вячеславу Звягинцеву, автору издания «Трибунал для «сталинских соколов»», в своих многочисленных жалобах Щиров просил полной реабилитации, утверждая, что своими действиями он хотел разоблачить Берию, требовал восстановления собственной чести в торжественной обстановке. Мало того, Сергей Сергеевич сообщал, что собирается взыскать с прокуратуры и МВД 25 миллионов рублей в качестве компенсации за непризнание его «высоконравственного и благородного поступка».
Видимо, Щиров порядком надоел власть имущим. С диагнозом «спорадический психоз» его поместили в Одесскую психиатрическую больницу. Вот только лечение не давало положительных результатов, состояние больного лишь ухудшалось. Однажды, не выдержав лечения, летчик сбежал из больницы и даже добрался до Акимовки, но снова был возвращен в больничные стены. Вскоре неугомонного пациента перевели в более надежную Казанскую тюремную психиатрическую больницу НКВД СССР, откуда сбежать было уже не так просто. Там в 1954 году Сергей Сергеевич Щиров и скончался. Только в 1988 году он был посмертно реабилитирован по первому делу, а еще через несколько месяцев покойному вернули и звание Героя Советского Союза.