В тот ноябрьский день 1978 года помощник Черненко Виктор Прибытков сбился с ног, разыскивая Михаила Горбачева. Последний уже должен был находиться в Москве для избрания на должность секретаря ЦК. Однако «смотрины» у Брежнева срывались, так как Горбачева нигде не могли найти.
Кандидат в секретари и его конкурент
Раиса Максимовна Горбачева охарактеризовала избрание своего супруга на пост секретаря ЦК по сельскому хозяйству в 1978 году как «нежданно-негаданное». Однако на самом деле подобные кадровые передвижения всегда планировались и устраивались заранее. Поэтому, скорее всего, Михаил Сергеевич был в курсе происходящего. Горбачева тогда рекомендовали многие советские руководители, в том числе Юрий Андропов и Михаил Суслов. Кроме того, выбор пал на Горбачева в связи с тем, что тот работал в Ставрополье, крупном центре сельскохозяйственного производства, и заочно окончил сельскохозяйственный вуз.
Однако нашлись и противники назначения Михаила Горбачева. Некоторые попросту не желали подпускать его к властным рычагам. По этой причине выдвинули еще одну кандидатуру – секретаря Полтавского обкома компартии Украины Федора Моргуна. Данный факт подтверждал историк Рудольф Пихоя со ссылкой на соответствующие архивные документы. Примечательно, что у Моргуна тоже были все шансы стать секретарем ЦК. Виктор Прибытков, сотрудник Общего отдела ЦК, которым в тот момент руководил Константин Черненко, в своей книге «Аппарат» писал о том, что если бы он тогда «оказался менее расторопным, все сложилось бы по-иному в «доме Облонских».
«Леонид Ильич ждет»
Михаил Горбачев и Федор Моргун прибыли в Москву на «смотрины» одновременно, 25 ноября 1978 года. По крайней мере, сам Горбачев утверждал, что в этот день он был уже в столице. Однако, когда пришло время «показывать» Михаила Сергеевича Леониду Брежневу, его нигде не могли найти. Как рассказывал Прибытков, Черненко дал ему указание срочно разыскать Горбачева. «Леонид Ильич ждет. Я должен идти с ним и представлять» — добавил Константин Устинович. Первым делом Виктор Васильевич позвонил в гостиницу на Арбате, где обычно останавливались секретари. Но там сообщили, что Горбачев вышел, а куда неизвестно.
Затем Прибытков еще несколько раз звонил в гостиницу, после – в различные отделы центрального комитета партии. Но Михаил Сергеевич как сквозь землю провалился. А между тем Черненко торопил своего помощника, прямо заявляя о том, что на место секретаря ЦК есть и другие кандидаты. Константин Устинович сказал, что если через полчаса Прибытков не приведет Горбачева, то завидную должность получит другой человек. Только после этого Виктор Васильевич решил позвонить в Ставрополь, своему приятелю Виктору Казначееву, работавшему вместе с Михаилом Горбачевым. Исключительно благодаря Казначееву и удалось установить местонахождение будущего президента СССР.
Юбилейное застолье
Если верить Николаю Зеньковичу, автору книги «Михаил Горбачев. Жизнь до Кремля», Виктор Казначеев дал Прибыткову номер телефона квартиры, в которой находился Михаил Горбачев. Правда, партиец Валерий Болдин утверждал, что Горбачева нашли через водителя автомобиля, который 27 ноября отвозил Михаила Сергеевича по определенному адресу. Как бы то ни было, кандидат на пост секретаря ЦК действительно был в упомянутой квартире. Сам Горбачев рассказывал, что уже в полдень приехал в гости к своему приятелю, заведующему отделом ЦК Марату Грамову, отмечавшему 50-летний юбилей. Несколько часов Михаил Сергеевич провел за праздничным столом, даже не подозревая о том, какие мероприятия развернулись для его поисков.
Впрочем, звонок в квартиру Грамова тоже оказался безрезультатным. По словам Горбачева, сын юбиляра на просьбу позвать к телефону Михаила Сергеевича ответил: «Вы не туда попали». Прошло 2-3 часа, прежде чем в квартиру Грамова пожаловал ставрополец, который и поведал о поисках Горбачева. Тогда-то Михаил Сергеевич и позвонил в приемную Черненко. Впрочем, Казначеев считал, что Горбачев узнал о том, что его разыскивают, несколько раньше. Якобы он специально выдержал время для того, чтобы прийти в себя: боялся показаться на глаза генсеку «под мухой». Между тем «смотрины» все-таки состоялись. Горбачев приглянулся Брежневу и вскоре был избран секретарем ЦК по сельскому хозяйству. После заседания Михаил Сергеевич радостно воскликнул: «Теперь страна в наших руках!».