Шакалы – не лучшие друзья человека. Скорее наоборот – незваные гости, приносящие неприятности хозяйству. Однако, несмотря на свою дурную славу, и они способны принести человеку практическую пользу, а иногда даже послужить моральным примером.
Хотя современная зоология настаивает на том, что шакалов в природе существует всего три вида, традиционно к ним относят и полумифическое существо – египетского волка (его часто называют также египетской или эфиопской собакой). Этот вид животного окружен ареалом таинственности и магии. Древние египтяне видели в нем божество Анубис. По верованиям египтян, он обитал на границе миров; ему приписывалась способность осуществлять моральный суд — отделять верное от дурного, вести через трудности, находить путь. Также ему приписывались качества защитника и связь с властвованием. На стенах пирамид можно найти свидетельства верований в превращения фараонов в сабов (другое название египетского шакала) и убеждений в том, что сыновья фараонов – щенки сабов.
Предполагается, что шакалам приписывались сакральные свойства «пограничников» между миром живых и мертвых из-за их готовности раскапывать могилы в поисках пищи. Возможно, традиция захоронений в гробницах берет свое начало именно в страхе за сохранность тел умерших перед хитрыми падальщиками.
Подлый характер и хитрый нрав шакалов увековечил словом Редьярд Киплинг, герой романа которого стал в народе именем нарицательным. Табаки – так зовут подлого хищника в «Книге джунглей» - персонаж лицемерный и лживый. Он является верным спутников главного отрицательного героя – тигра Шер-Хана. Образ Табаки очень точно передает особенности поведения всего вида: шакалы питаются преимущественно добычей других животных, отбирая ее хитростью. Кроме того в «Книге джунглей» шакал изображен изгоем в лесу: по сюжету, другие животные боятся Табаки, что вполне оправдано, так как шакалы чаще других представителей фауны переносят бешенство.
Долгое время (со времен появления трудов Ч.Дарвина) одомашненная собака безоговорочно считалась эволюционным потомком волка, однако уверенность зоологов в этом утверждении становится слабее и слабее по мере обнаружения противоречивых находок. В пользу альтернативного происхождения собак говорит, например, тот факт, что шакала – не гнушающегося отбросами хищника – нетрудно приручить: он предпочитает находиться поблизости к людям, чтобы получить от них заветные остатки пищи. Этот образ жизни очень схож с поведением большинства обитателей улиц собачьего семейства. Примечательно также то, что черепная коробка шакалов крайне схожа с черепом наших домашних любимцев.
Однако эта гипотеза не нашла еще своего подтверждения, и истинным предком собаки может в, конечном итоге, оказаться койот или даже отдельный вид псовых, не доживший до современности (последняя теория хоть и считается малодостоверной, но нашла своих сторонников как у нас в стране, так и за рубежом: зоологи Т.Штудер и С.Боголюбский настаивают на существовании некогда вида дикой собаки).
Как часто бывает, лучшие качества забываются, а широкую огласку получает только отрицательно окрашенная информация. Шакал – недооцененный мировым эпосом персонаж. Мало кто знает, но шакалы – моногамные существа. Раз выбрав пару, шакал не «уйдет к другой» - семья шакалов будет вместе охотиться и воспитывать детенышей, пока те не окрепнут и не почувствуют свободу уйти с территории родителей и найти себе спутника жизни противоположного пола.
Семья шакалов – сильная социальная ячейка, они вместе оберегают территорию от других пар и постоянно стремятся ее расширить, чтобы дать потомству возможность как можно дольше не покидать «домашнего очага».
Гибридизация между видами в природе - явление не слишком редкое, а в неволе так даже скорее и частое; разумеется, чем более близки между собой виды, тем больше шансов получить плодовитое потомство. Например, на стыке мест обитания куницы успешно скрещиваются с соболями, их гибриды – кидусы – вполне плодовиты; другие виды куньих успешно скрещивались в экспериментах Д. В. Терновского. Подобных примеров также немало среди воробьиных и куриных птиц.
В свою очередь, успешные попытки скрещивания шакалов с собаками в лабораторной среде были сделаны не из праздного любопытства, а в прикладных целях. По сравнению с домашней собакой все дикие псовые не только обладают несравненно более сильным чутьем, но, что не менее важно, большей надежностью и независимостью действия их обонятельного аппарата от влияния человека. Первое достоверное сообщение о скрещивании домашней собаки с шакалом появилось в 1863 году. И хотя такой вариант гибридизации еще не изучен полноценно (количество статей на эту тему не превышает двух десятков), уже известно, что генетических препятствий для такого межвидового скрещивания нет: число хромосом у собаки и шакала одинаково (78), а гибридные потомки плодовиты. Кроме того способность шакалов анализировать запахи на расстоянии выше, чем у волков, а в силу небольших размеров шакала его гибридных потомков прокормить легче, чем волкодогов.