14/11/25

5 самых загадочных авиакатастроф в истории

Статистика утверждает, что самолет — самый безопасный транспорт. Но когда лайнер, считающийся эталоном надежности, бесследно исчезает с радаров или падает без видимой причины, это рождает легенды и ставит в тупик лучших экспертов. Предлагаем вспомнить пять самых загадочных авиакатастроф в истории.

«Эскадрилья 19»

5 декабря 1945 года пять американских торпедоносцев «Эвенджер» под командованием опытного инструктора Чарльза Тэйлора вылетели с базы Форт-Лодердейл на обычные учения. Погода была идеальной. Но уже через полтора часа в эфире началась паника: у Тэйлора отказали все компасы, пилоты не узнавали местность.

«Мы не можем определить направление… Выглядит так, будто мы попали в белые воды… Мы полностью заблудились», — такие отчаянные сообщения принимал диспетчер. Вместо того чтобы лететь к берегу, Тэйлор повел звено в открытый океан. Его последними словами были приказ готовиться к аварийной посадке на воду. Пять самолетов и 14 человек бесследно исчезли. Сразу после этого на поиски отправился спасательный гидросамолет «Мартин Маринер» с 13 членами экипажа. Он также пропал без вести, усилив мистический ореол трагедии. Что сбило с пути опытного пилота? Почему не сработали спасатели? Ответов нет до сих пор.

«Звездная пыль»

В 1947 году британский авиалайнер Star Dust, летевший из Буэнос-Айреса в Сантьяго, исчез при подлете к аэропорту. Погода была сложной, но за несколько минут до посадки радист передал странное, обрывочное сообщение: «STENDEC». Больше о самолете ничего не слышали.

Обломки нашли лишь в 1998 году. Официальная версия — столкновение с горой из-за ошибки навигации. Однако тайна кода «STENDEC» так и осталась неразгаданной. Существуют десятки расшифровок — от азбуки Морзе до анаграммы, — но ни одна не стала общепризнанной.

«Летучий тигр»

В 1962 году рейс 739 авиалинии Flying Tiger Flight по заказу американской армии перевозил солдат и припасы из Калифорнии в Сайгон, Вьетнам. После дозаправки в Гуаме, самолет взлетел и вскоре буквально растворился над Филиппинским морем. Погода была ясной, и сообщений о помощи не поступало, равно как и в случае с малазийским Боингом.

Поисковые мероприятия, в которых участвовало четыре рода военных сил, не увенчались успехом, все 107 людей, находившихся в самолёте, были объявлены погибшими. Обломки "тигра" так и не нашли. Место отсутствующих фактов заняли слухи и догадки. Некоторые очевидцы утверждали, что видели яркую вспышку света вблизи предполагаемого расположения самолета. В контексте Холодной войны и конфликтов во Вьетнаме появились версии о саботаже. Другим объяснением считали неисправность двигателя, который якобы потерял мощность за три дня до последнего полета.

Прерванный взлет

Саботаж видят и в гибели гражданского самолета, выполнявшего в 1996 году рейс 800 авиалинии Trans World Airlines. Лайнер взорвался и упал через 12 минут после взлета с аэропорта Джона Кеннеди, забрав с собой жизни 230 человек.

Расследование катастрофы заняло 4 года, после чего было установлено, что неисправность в электропроводке вызвала искру, которая подожгла топливо. Казалось бы, все ясно, но очевидцы события, давшие свои показания ФБР, в один голос утверждают, что видели, как к самолёту поднимался луч света, после чего возник огненный шар.

6 самых мощных взрывчатых веществ в мире

Эти свидетельства, как считают некоторые, доказывают, что самолет был сбит ракетой во время учений флота, которые проходили в то же время недалеко от Лонг-Айленда. Также существуют версии, что спецслужбы США намеренно скрыли следы взрывчатых веществ на останках лайнера.

Воздушный «Титаник»

Подобно печально известному "Титанику", который считался непотопляемым, Airbus A330, выполнявший 1 июня 2009 году рейс 447 Air France, должен был быть одним из самых безопасных самолетов за всю историю. Тем не менее, по необъяснимым причинам, во время перелета Рио-де-Жанейро – Париж, лайнер упал в Атлантический океан.

Не было сигналов о помощи, никто не знал о произошедшем до тех пор, как пилоты не вышли на связь с диспетчерской в назначенное время. В результате катастрофы погибло 228 человек, во Франции был объявлен трехдневный траур.

Причина катастрофы оставалась неясной. Расследование причин трагедии долго представлялось невозможным – обломки разлетелись на километры по дну океана. Лишь в 2011 году специально нанятая частная компания смогла собрать все останки.

Французский флот достал со дна черные ящики и сотню тел погибших.
Согласно записям, самолет погиб из-за технической неисправности (обмерзание трубок Пито) в результате чего пришлось отключить автопилот; и из-за последующей несогласованности действия экипажа. Неясным остается одно, каким образом, три опытных пилота потеряли управление в стандартной ситуации турбулентности, и зачем при «сваливании» они удерживали нос самолета в приподнятом положении, хотя в таких случаях его опускают вниз.