Самолеты, поезда, автомобили – все это прошлый век. Сегодня разрабатываются новые виды транспорта: скоростные гиперлупы, экологичные атомные двигатели, летающие авто и реактивные ранцы.
Гиперлуп – высокоскоростной трубопроводный транспорт, по которому на огромной скорости 1200 км в час будут передвигаться многоместные капсулы с людьми. При этом они будут передвигаться не по дну, а на небольшом расстоянии от дна трубы за счет закачивания в зазор воздуха и за счет аэродинамики.
Этот смелый проект, который предполагают построить между Лос-Анжелесом и Сан-Франциско, предложил основатель SpaceX Элон Маск в 2012 году, как альтернативу скоростной железной дороги. Последняя, по его словам, во-первых будет явно проигрывать в скорости пятому виду транспорта будущего, как изобретатель назвал свое детище, а во-вторых, слишком дорого обойдется среднему обывателю.
Гиперлуп, по задумке, должен стать бюджетным транспортом. Билет в один конец, по словам Маска, будет стоить примерно 100 долларов. Время в пути – 35 минут. При этом по цене Гиперлуп явно выигрывает у своего главного конкурента – высокоскоростной железной дороги California High-Speed Rail, которая по предварительным расчетам стоит в 10 раз больше. Однако уже летом 2013 года сам Элон Маск отказался от строительства и патента на свое изобретение: «Я создал себе массу проблем, преждевременно упомянув о ней, - сообщил Маск в интервью изданию Wired, - Ни лично я, ни SpaceX не станут патентовать Hyperloop. Построить его сможет любой».
Возможно, на такой шаг толкнули Маска недостатки Гиперлупа, связанные в первую очередь с местностью, где должна пролегать труба. На своем пути она пересечет многие населенные пункты, а значит, понадобятся дополнительные средства на возведение опор. Трубу нельзя сделать идеально прямой, а закругления пути будут снижать скорость. В итоге, стоимость проекта и его скоростные возможности могут сильно отличаться от задуманного.
И все же проект не стоит на месте. Завершение конкурса на первый прототип Гиперлупа ожидается в первой четверти 2015 года.
Рано или поздно человечество столкнется с истощением ресурсов и с дефицитом топлива. Вариантов будет два – либо полностью отказываться от автопрома и возвращаться на лоно природы, либо искать другие источники энергии. Одной из наиболее вероятных альтернатив может стать автомобиль с атомным двигателем. Как утверждают его производители: он дешев, практичен и безопасен. В качестве топлива для таких машин планируется использовать слаборадиоактивный метал торий. По словам ученых-разработчиков, грамм тория по мощности сопоставим с 30 тысячами литров обычного бензина. А выделяемой при реакции избыточной энергии хватит на подзарядку и аккумулятора, и иных устройств. В общем, восьми граммов тория будет достаточно водителю на всю жизнь.
Если идея окажется удачной, то мировыми лидерами в новой автомобильной промышленности станут Австралия и Индия. Именно там сосредоточено 30% залежей этого метала.
В то время, как все грезят о фантастических реактивных ранцах, изобретатели уже создают первые их модели. Так, в 2010 году новозеландский изобретатель Гленн Мартин создал первый опытный образец, названный в честь него Martin Jetpack. Конечно, пока что реальности далеко до смелых идей фантастов. Martin Jetpack работает на канальных вентиляторах и может летать не более 30 минут за раз. Его максимальная скорость составляет 74 км/ч, а достигаемая высота 900 метров.
Первые модели Martin Jetpack поступят в продажу летом 2014 года. Но первая цена за исполнение мечты о небе будет немалой – 200 000 долларов.
Согласитесь, было бы здорово, если бы не только человек, но и все машины поднялись в воздух. Многоуровневое движение в городе надолго бы решило проблему с пробками. Казалось бы, за чем дело стало – авиационные технологии развиваются с бешеной скоростью, что мешает поднять в воздух автомобили?
На самом деле, первые летающие авто уже появились, успешный прототип был представлен компанией Terrafugia в 2009 году. Но проект, по-прежнему, дорогой и нерентабельный. Во-первых, для того, чтобы подняться в воздух требуется большое количество топлива. Во-вторых, приземляется такой гибрид тоже не вертикально на любую поверхность, ему нужна длинная, свободная посадочная полоса, где не будет ни ям, ни трещин. Остается и вопрос аварийности – если автокатастрофы будут происходить в воздухе с той же частотой, что и на обычных дорогах, никто не сможет гарантировать безопасность всех тех, кто остался на земле.
И все же изобретатели не оставляют надежды сделать проект доступным широкой публике. Так, Toyota сегодня разрабатывает первые общественные образцы и обещает запустить продажи в 2017 году. По предварительным заявлением, машина, способная летать, обойдется покупателям в 85 тысяч долларов.
В последнее время наблюдается тенденция закрывать центры городов от большого потока машин. Сложности с парковками ведут к уменьшени. размеров городских автомобилей и транспортных средств. Так, сегодня компания Harley-Davidson работает над созданием нового гибрида мотоцикла и автомобиля smart – Scarab. Это одноместное транспортное средство обтекаемой формы передвигается на четырех колесах, а паркуется на двух, вставая в вертикальное положение. Им можно управлять самостоятельно, а можно передвигаться установленными маршрутами. Работать такие авто будут на батарейках, обычном или биотопливе. К сожалению, пока что не один экспериментальный образец Harley-Davidson не представили. Но, кто знает, может персональные городские капсулы уже не за горами.