Римлян сложно назвать первопроходцами в военном деле, но постоянно заимствуя чужой опыт, они до совершенства довели организацию армии и систему вооружения. Мы расскажем об их военных инновациях.
Как выглядел морской бой в античности точно никто уже, наверное, не узнает. Есть два предположения о технике морского боя. Первый способ — это таран, когда корабль наносил удар мощным медным бивнем в борт вражеского судна. Второй способ боя был гораздо сложнее — необходимо было выйти с вражеским кораблем на встречные курсы.
Затем по команде кормчего гребцы дружно втягивали весла внутрь судна и корабль, проходя вдоль борта, ломал весла противника, лишая его дальнейшей возможности маневрировать. Это требовало хорошей дисциплины и слаженных действий гребцов. Неискушенным в морском деле римлянам было сложно тягаться с карфагенянами в морском бою во время Первой пунической войны. Нужно было оригинальное и необычное решение, римляне его нашли, решив в борьбе на море использовать прекрасную подготовку своей пехоты и идти на абордаж. Для этого на носу корабля крепился «ворон» - абордажный мостик, который при сближении судов падал на палубу вражеского корабля намертво скрепляя оба судна., а легионеры перебегая по «ворону» добывали победу в рукопашном бою. Сам мостик оснащался поручнями и был обычно длинной в 8 -11 метров, а шириной более метра. Так, благодаря «ворону», римляне в 260 году до новой эры одержали победу в морском сражении при Миллах.
Пилум — это копье для метания, которое римляне в III веке до нашей эры заимствовали у этрусков или галлов. При сближении легионеры метали пилумы, которые за счет массивного наконечника могли пробить даже тяжелый доспех.
Нередко легионеры имели два пилума. Легкий они метали с дистанции в 20 — 30 метров, а тяжелый на предельно короткой дистанции. Нередко, попадая в щит, пилум застревал, заставляя противника отбрасывать щит и сражаться незащищенным. Интересен эпизод Фарсальской битвы, когда Цезарь приказал бросать пилумы в лица всадникам кавалерии Помпея, в составе которой была римская аристократия — молодые люди боявшиеся, пожалуй, лишь одного — остаться покалеченными. В результате кавалерия Помпея замешкалась, всадники стали закрываться щитами и атака сорвалась, а пехота Цезаря, обойдя левый фланг противника опрокинула армию противника в реку.
В походе римская армия, даже если остановка занимала лишь одну ночь, всегда возводила укрепленный лагерь, препятствовавший внезапному нападению противника. Перед движущимися колоннами войск высылалась специальная разведка, которая выбирала место и проводила разметку будущего лагеря.
Часто лагерь строился в виде прямоугольника с соотношением сторон 3:2. При наличии времени, вал и ров усиливались палисадом и в редких случаях каменной стеной. Передняя сторона включала «преторские ворота» и всегда была обращена в сторону врага. От преторских ворот насквозь через весь лагерь шла преторская улица. Перпендикулярно ей шли первая и пятая улицы, которые делили лагерь на три части. В центре лагеря располагалась палатка консула и офицерского корпуса. Вдоль улиц в четком порядке устанавливались палатки легионеров. Между рядами палаток размещались вьючные животные и обоз. Союзники помещались между палатками легионеров и внешней стеной лагеря. Обычно лагерь возводился в течение 3-4 часов. Если лагерь строился для стоянки на длительный срок палатки заменялись специально возводимыми казармами.
Построение римского легиона в бою имело свои особенности. Обычно римляне строились в три линии по 10 манипул в шахматном порядке. Войны первой линии начинали бой, затем отходили в промежутки второй линии и совместным ударом опрокидывали врага. Если это не удавалось сделать, в бой вступала третья линия, обычно выполнявшая роль резерва, куда входили наиболее подготовленные тяжеловооруженные войны. Подобная система была достаточно мобильна и подвижна, что во многом способствовало победе над мощной, но малоподвижной македонской фалангой и слабоорганизованными армиями Востока.
Это термин характеризует систему укреплений и коммуникаций на границе Римской империи, призванной защитить ее от вторжения варваров. Укрепления включали ряд укрепленных лагерей, соединенных дорогами, что позволяло быстро сосредотачивать значительные силы на возможных направлениях прорыва противника. На некоторых участках граница укреплялась рвом и валом с частоколом, а иногда и каменными стенами. Линия сплошных укреплений могла достигать нескольких десятков километров. С первой половины II века Рим прекратил расширение своих границ, что позволяло оставлять воинские части на постоянных местах дислокации, а необходимость их переброски от одной границы империи к другой уже отпала.
Впервые в истории не только Рима, но и вообще истории античных государств Октавианом Августом были созданы полицейские войска. Всего они насчитывали 7 когорт (около 7 тыс. чел). Кроме того, существовали еще 4 когорты, подчиненные непосредственно префекту города. Они были расквартированы непосредственно в Риме и в их задачи входило поддержание порядка в ночное время на улицах города, так как огромный Рим был далеко не безопасен и как говорила римская пословица: «Хочешь убить человека — позови его в Рим». Второй задачей этих частей была борьба с городскими пожарами, которые в условиях плотной застройки представляли так же громадную опасность.