Во время военных действий в Афганистане, советские солдаты часто подвергались нападениям душманов из засады. В таких ситуациях, бойцам Ограниченного контингента приходилось долго сражаться с противником. Однако, ситуация осложнялась тем, что солдатам и офицерам разрешалось иметь при себе только ограниченное количество патронов.
«Не единожды проклинали»
Во время пребывания 40-й армии в Афганистане, Министерство обороны СССР выпустило приказ, согласно которому количество патронов, которое можно было носить при себе для одного боевого выхода, не должно было превышать 650 патронов, или, возможно, 630 патронов. Скорее всего, второй вариант ближе к истине, так как 630 патронов составляли 21 стандартный магазин от автомата АК-74, общим весом пять килограммов.
Бывший офицер спецназа Андрей Негривода, в своей книге "Разведывательно-диверсионная группа. «Слон»", упоминает о приказе Минобороны, который он называет "совершенно идиотским". Другие ветераны Афганской войны также упоминают этот приказ и выражают свое недовольство.
Происхождение нормы
Необходимо отметить, что с ограниченными запасами патронов воевали и солдаты Великой Отечественной войны. Пулемётчикам, вооружённым ПП Дегтярёва, выдавалось всего по 141-188 патронов. Пехотинцу же с винтовкой Мосина приходилось обходиться в бою пятью обоймами, вмещавшими всего 60 патронов.
Любопытно, однако, что у данной нормы Афганской войны могла быть теоретическая предпосылка, уходящая корнями даже не в 1940-е годы, а в ещё более ранний период. В 1928 году государственное издательство в Ленинграде напечатало переводную книгу «Стратегические и тактические уроки войны 1914-1918». Её автор, француз Жан Бернар Микель, как раз рекомендовал выдавать «650 патронов на день боя» для каждого автоматического оружия. Это казалось вполне достаточным для ружей-пулемётов того времени. Но в условиях Афганистана следование стародавним нормативам уже было анахронизмом. Автомат АК-74 по своим характеристикам разительно отличался от стрелкового оружия первой половины XX века.
Нетрудно понять, что истинная причина «приказа о 650 патронах» была экономической. Военная и финансовая помощь «социалистическому Афганистану» и без того «влетала в копеечку» Советскому Союзу. ВПК СССР, перегруженный задачами сохранения ядерного паритета с Америкой, не справлялся с производством нужного количества обычного вооружения. Как отмечал генерал Мухтар Алтынбаев, Ограниченный контингент расходовал в Афганистане 300 млн патронов в месяц (то есть 3,6 млрд патронов в год). Это означало, что мимо цели пролетало подавляющее большинство пуль, выпущенных из советских стволов. В горной местности, когда укрытием для душманов служил буквально каждый камень, воевать по-другому было невозможно.
Возможно, ограничение выдачи патронов имело также целью борьбу со злоупотреблениями. Некоторые сержанты и офицеры в Афганистане «баловались» наркотиками, которые легко было достать буквально в каждом кишлаке. Есть свидетельства, что бойцы продавали излишки патронов, чтобы купить запрещённое зелье или другие товары. Разумеется, в конечном счёте патроны попадали к моджахедам.
Какими бы ни были благие намерения командования, на войне, как это часто бывает, они оборачивались трагедиями – в разгар боя у солдат заканчивались патроны.
Как решали проблему
Хотя технические возможности «Калаша» позволяли делать 650 выстрелов в минуту, в реальном бою ни о какой «киношной» пальбе речи не шло. Ради экономии патронов «шурави» стреляли короткими очередями. Но и в этом случае 630 патронов категорически не хватало.
«Что такое один «магазин»? В бою – это всего лишь три-четыре длинные очереди – максимум тридцать секунд реального времени!», – отмечает Андрей Негривода.
При интенсивном расходе патронов боекомплект заканчивался уже через 10 минут. В документальной книге об Афганистане «Никто не создан для войны (1990 год) приводится ещё более неутешительная оценка одного из «афганцев»: «Что такое 650 патронов? Пять минут боя хорошего...»
Необходимость заставляла участников боя переходить на одиночные выстрелы. Это имело психологический эффект – моджахеды боялись прицельной стрельбы. Однако условия местности не всегда позволяли эффективно сражаться таким образом. Поэтому советские солдаты решали вопрос нехватки патронов куда проще – они откровенно саботировали приказ, прибегая иной раз к «неуставным отношениям».
«После возвращения мы сильно поколотили того старшину, что выдавал нам боеприпасы. Чтобы больше не выполнял таких тупых приказов. И помогло!», – рассказывал сержант отдельной 459-й роты отряда «Каскад» ГРУ СССР Андрей Дмитриенко, описывая итоги схватки с элитным отрядом моджахедов «Чёрные аисты» на сопке Казажора в 1983 году.
Опытные участники Афганской войны носили с собой двойные и тройные боекомплекты. Несмотря на то, что «рожки» от АК дополнительно отягощали бойцов, каждый понимал – в случае нападения «духов» патроны лишними не бывают.