7 фактов из жизни и творчества Александра Родченко

3 декабря 1956 года от инсульта скончался пионер советского дизайна и рекламы, всемирно известный фотограф, график, скульптор и художник-конструктивист Александр Родченко, идеи которого переживают сегодня очередную волну популярности.

1
Зубной техник

Родченко родился в Санкт-Петербурге, в семье театрального бутафора и прачки. По настоянию отца отправился получать профессию врача.

«Когда мне было лет 14, я забирался на крышу летом и писал дневник в маленьких книжках, полный грусти и тоски от неопределенного своего положения, хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника…», - вспоминал Родченко в автобиографических записках.
В 20 лет Родченко бросил медицинский и поступил сначала в Казанскую художественную школу, где он познакомился с Варварой Степановой, ставшей его соавтором и гражданской женой на всю жизнь, а затем в Строгановское училище.
В 1916 году Родченко призовут в армию. Он будет заведовать хозяйством санитарного поезда. Так медицинское прошлое спасет его от отправки на фронт.

2
Комбинезон

В начале 20-х Родченко-Степанова образовали один из самых известных творческих дуэтов. Совместно они разрабатывали так называемый «новый быт для новой жизни», совмещали множество искусств и художественных техник. Родченко становится профессором живописного отделения ВХУТЕМАСа, на знаменитой выставке «5х5=25» демонстрирует триптих из трех монохромных цветов «Гладкий цвет». А в 1923 году Родченко-Степанова спроектировали новый тип одежды - комбинезон, предназначенный воспевать трудовую активность и скрывать гендерные различия между людьми будущего.

3
«Про это»

В начале 20-х годов на базе национализированных отечественных предприятий создавались крупные производственные объединения: ««Резинотрест», «Табакотрест», «Моссельпром» и многие другие. Деятельность этих предприятий стимулировала появление первой советской коммерческой рекламы, у истоков которой стояли, выражаясь современным языком: дизайнер А.М. Родченко и копирайтер В.В. Маяковский.
Творческий союз Родченко-Маяковский не ограничился созданием только рекламной продукции. В 1923 году Александр Родченко, используя революционную технику фотомонтажа, оформил первое издание поэмы Владимира Маяковского «Про это».

4
Товарищ-вещь

В 1925 году в жизни Родченко случилась первая и последняя «заграница»: он был отправлен не куда-нибудь, а в Париж, для оформления советского раздела Международной выставки Декоративного искусства и Художественной промышленности. В Париже Родченко пробудет несколько месяцев, привезет из поездки много крахмальных воротничков, шесть пар чулок для жены, много техники для работы и концепцию «товарищ-вещь».
«Свет с Востока - в новом отношении к человеку, к женщине и к вещам. Наши вещи в наших руках должны быть тоже равными, тоже товарищами, а не этими черными и мрачными рабами, как здесь. Искусство Востока должно быть национализировано и выдано по пайкам. Вещи осмыслятся, станут друзьями и товарищами человека, и человек станет уметь смеяться, и радоваться, и разговаривать с вещами», - напишет Родченко, находившийся под сильным впечатлением от западного потребительского изобилия.
Родченко увидел и зафиксировал, как на Западе вещи становятся рабами людей, которые, в свою очередь, со временем делаются рабами вещей. В социалистическом государстве вещи - товарищи людей, поскольку они такие же пролетарии.
Художник-авангардист, член ЛЕФА (Левый фронт искусств), Родченко, мягко говоря, скептически относился к капиталистической действительности; в Париже он скучал, томился и рвался на Родину.

5
«Девушка с лейкой»

В начале 30-х годов Родченко создает фотогруппу в легендарном творческом объединении «Октябрь». Его «визитной карточкой» стали так называемые «ракурсные снимки», сделанные с необычной, чаще всего неповторимой точки. Родченко словно не замечал, что на смену авангарду приходит соцреализм, ЛЕФ разгромлен, а революционные задачи сняты с повестки дня, и продолжал экспериментировать. А вскоре будет сделана, возможно, самая знаменитая фотография Родченко - «Девушка с лейкой», на которой изображена его поклонница и ученица Евгения Лемберг.
Появление Лемберг поколебало многолетний семейный и творческий союз Родченко с Варварой Степановой. Но роман кончился ничем. Родченко остался в семье, хотя со Степановой они не были официально женаты (брак будет зарегистрирован только в 1942 году).
Летом 1934 года Женя Лемберг погибнет в железнодорожной катастрофе. С ней вместе должен был ехать и Родченко, но отложил поездку на день.
Два года спустя Родченко напишет в своем дневнике: «Любовь Варвары ко мне необычайно глубока… А к Варваре как к женщине после Жени, все же, чувства не приходят обратно…». Пройдет еще три года и по-прежнему: «Сегодня снилась совершенно реально Женя, будто она приехала… Я был такой счастливый…».
В 1992 году фотография «Девушка с лейкой», которую Родченко сделал за несколько месяцев до трагической гибели Лемберг, будет продана на аукционе Cristies за 115 тысяч фунтов стерлингов.

6
Беломорско-Балтийский канал

В 1933 году Родченко вместе с группой советских писателей посещает строительство Беломорско-Балтийского канала имени Сталина и проводит там несколько месяцев: «Я нигде не видел, как труд на благо Советского государства так замечательно исправлял еще вчерашних врагов!!!», - напишет Родченко, принимавший участие в подборе иллюстраций и оформлении страшной книги.

7
Исключение из Союза

Послевоенные годы превратились для Родченко в один бесконечный кошмар. В дневнике только черные записи:
«Октябрь 1947 г.
Ничего не работаем по 800-летию.
Теперь скоро 30-летие Советской власти, и опять ничего.
Все делается жить хуже и скучней.
Все дорого, а денег нет, работы нет.
Варва от безработицы мрачная. Я от скуки.
Осталось одно - молиться Богу! Вот до чего дошли. Начали молиться… Мы, левые художники…».
В 1951 году Родченко исключают из Союза художников за отход от социалистического реализма. Это предвещало скорые репрессии, однако его не тронули, а четыре года спустя даже восстановили в Союзе. Но уже поздно.
3 декабря 1956 года Родченко скончался, и был похоронен на Донском кладбище.