Лучший русский инженер, Владимир Шухов, прожил интересную и яркую жизнь. Его вклад в отечественную и мировую промышленность и архитектуру сложно переоценить.
Если бы не Шухов, России как таковой могло бы просто не существовать. По крайней мере, в том виде, какой мы её знаем. Учитывая то, что экономика России является сырьевой и держится на нефти и газе, то заслуга Шухова в сохранении и приумножении российского богатства несомненна. Именно Шухов был изобретателем крекинга нефти, создателем газгольдеров, проектировщиком первых нефтепроводов, теоретиком и практиком нефтяной гидравлики. Шухов, кроме всех прочих заслуг в нефтяной отрасли, изобрел промышленный метод получения автомобильного бензина.
Уметь выбирать – один из главных человеческих даров. Шухов был, несомненно, наделён этим даром. После успешного окончания Императорского Московского технического училища Шухову предлагали заниматься научной деятельностью, преподаванием, но он благоразумно отказался, решив заняться практической работой. Шухов знал, к чему идёт: его, как лучшего выпускника, отправили на год стажировки в США, где он познакомился с Александром Вениаминовичем Бари, своим будущим компаньоном и учителем. Их взаимовыгодное сотрудничество в дальнейшем подарило России массу интересных проектов и прекрасных строений.
Гиперболидные конструкции Шухова – его фирменная карточка. Всем известна Шаболовская башня в Москве, но не все знают о том, что гиперболоидных конструкций до Шухова не существовало. Свою первую гиперболоидную башню Шухов построил для Нижегородской ярмарки 1896 года. После выставки башню купил меценат и промышленник Нечаев-Мальцов и увёз её в Полибино, где она стоит до сегодняшнего дня. По патенту Шухова до сих пор строятся гиперболоидные башни по всему миру. Самая высокая – в китайском городе Гуанчжоу, построена в 2010 году, её высота 600 метров. Влияние шуховских гиперболоидных конструкций на мировую архитектурную мысль неоспоримо. Тот же Гауди нередко выбирал параболоид вращения и конус в качестве оптимальной несущей формы. С 1896 по 1930 год в России было построено свыше 220 гиперболоидных башен, до сегодняшнего дня сохранилось не более двадцати. Вандализм и разгильдяйство по отношению к своему наследию не знают границ. Тем не менее, стоит сказать, что конструкция башен невероятно устойчива и практична. Шаболовская башня, которая в настоящее время находится в запущенном состоянии, выдержала не один московский ураган и другие неприятности, но может сегодня пострадать из-за равнодушия чиновников.
Гуляя по Пушкинскому музею или ГУМУ – посмотрите наверх. Сетчатый потолок, через который открывается вид на небо – конструкция Шухова. Он же является автором дебаркадера Киевского вокзала, а также крыши московского почтамта. Как и в случае с гиперболоидными башнями, сетчатые металлические конструкции были инновацией Владимира Шухова. Время и дальнейшее развитие этой технологии по всему миру доказало её практичность и стойкость. Развитие гения Шухова шло в стране с ограниченными ресурсами, поэтому инженеру приходилось думать, кроме всего прочего, об экономии материалов. Сетчатые конструкции двоякой кривизны отвечали требованиям экономии металла. При сохранении прочности, такая технология обеспечивала также и лёгкость, и упругость конструкции.
Несмотря на свою кипучую изобретательскую деятельность, Шухов, по его же определению, был «человеком жизни». Он живо интересовался искусством, ездил на велосипеде, много читал, увлекался астрономией, знал химию, физику, владел несколькими языками, блестяще играл в шахматы, занимался столярным и токарным делом, фотографией. Окружающих поражала эта активность, но Шухов не видел в этом ничего странного, для него профессия инженера была неразрывно связана с искусством и культурой.
Шухов был заветной мечтой многих заграничных фирм. Его называли «человеком-фабрикой». Знание языков, точность в расчётах, природная смекалка, инженерный гений – после революции, когда в стране настали не самые лучшие времена, многие пытались переманить Шухова за границу. Он мог уехать, ему было из-за чего уехать. Его сыновья были участниками Белого движения, один из них погиб. Сам Шухов в 1917 году сотрудничал с Колчаком, а его бывшие сотрудники, с которыми Шухова связывали годы работы, были репрессированы и расстреляны. Но Шухов, хотя и понимал, на что идёт (история была его любимой наукой), остался в России. Именно ради России он в своё время стал инженером. Власть приходит и уходит, Родина остаётся. «Мы должны работать и работать независимо от политики. Башни, котлы и стропила нужны, и мы будем нужны», — писал Шухов в своем дневнике.
Неоценим вклад Шухова в военное дело. Инженер проектировал морские мины, батопорты морских доков, платформы для тяжелой артиллерии. Как и во всех своих начинаниях, тут Шухов проявлял чудеса изобретательности. Шухов создал подвижную вращающуюся артиллерийскую платформу, которая легко вращалась одним солдатом и быстро, за двадцать минут превращалась из стационарной платформы в транспортную и обратно. Несомненно, однако, что изобретать для мира Шухову было интереснее. Что касается «мирного» вращения – Шухов спроектировал и построил для МХАТа уникальную многоуровневую вращающуюся сцену.
Алексей Рудевич
7 вещей, которые вы хотели узнать о российском флаге, но стеснялись спросить
……………
……….
В Вологде тоже есть своя «Шуховская башня»
На территории Вагонного депо.
Это — водонапорная башня.
Считается, что проект — Шухова.