ИЛ-62 — первый советский реактивный межконтинентальный пассажирский самолёт. Первый его полет состоялся 3 января 1963 года. Это было время, когда культ могли создавать самолеты. Полетать на «реактивном диване» было особым шиком.
В начале 1960-х годов происходило бурное развитие реактивной гражданской авиации во всем мире. Советские авиаконструкторы были прекрасно осведомлены о стандартных международных требованиях к безопасности полета, коммерческой эффективности, комфорту и уровню шума, предъявлявшихся тогда к пассажирским самолетам на Западе. Было важно создать машину, соответствующую всем международным стандартам. Именно Ил-62 стал последним проектом великого конструктора Сергея Владимировича Ильюшина и последним самолетом, испытанным легендарным летчиком Владимиром Константиновичем Коккинаки.
В сентябре 1962 года первый Ил-62 вывели на летное поле Центрального аэродрома им. М. В. Фрунзе. Хрущев пожелал лично ознакомиться с новой машиной и прибыл на аэродром.Ильюшин предложил всем подняться в самолет и осмотреть его изнутри. Первым вступил на борт Н. С. Хрущев. Не успел он сделать и шага, как в салоне зазвучала трогательная мелодия, и послышался негромкий, проникновенный голос певца: "Рiдна мати моя, ти ночей недоспала... ". Хрущев приостановился и в это же время, одновременно с заключительными словами куплета песни "... i в дорогу далеку ти мне на зорi провожала, i рушник вышиванный на щастя, на долю дала", перед ним бегущей волной осветились пассажирские салоны, выполненные в стиле "приятной простоты". Все это произвело на Хрущева такое впечатление, что, растроганный, он произнес: "Какой хороший, какой прекрасный самолет".
Ил-62 заменил на дальних трассах своего выдающегося предшественника, прежнего флагмана "Аэрофлота" — самолет Ту-114. Ту-114 был турбовинтовым самолетом, их эпоха подходила к концу. Тем не менее, самолет отличался высочайшей надежностью и уровнем комфорта. Сравним два самолета по некоторым параметрам.
Параметры Ту-114 Ил-62
Крейсерская скорость истинная 770-830 800-850
Дальность полета при полной загрузке, км 8800 7800
Количество пассажиров 138-168 170-220
Средний расход топлива, кг /ч 5300 7300
У Ил-62 и Ил-62М, можно сказать, счастливая судьба. Ил-62М долгое время был "бортом №1". Летал на нем любил Леонид Брежнев. Ил-62М соответствовал высоким требованиям пассажира N1. Это был летающий дом, самолет-салон, с кабинетами и спальнями. Леонид Ильич был заядлым игроком в домино, поэтому практически после каждого перелёта приходилось полировать стол в основном салоне, так как он был в царапинах. Кроме комфорта и настольных игр любому генсеку важно общение и безопасность - Ил-62 стал первым самолетом, на котором была установлена спутниковая связь.
До начала 90-х годов, до введения в эксплуатацию на отечественных линиях Ил-96 и зарубежных Boing 767 и А310, Ил-62М оставался флагманом "Аэрофлота" и единственным дальнемагистральным российским самолетом, способным соединять континенты. Ил-62М олицетворял надежность, безопасность и комфорт. Долгое время эти самолеты использовались на внешних авиалиниях - в Африку, Мальту, Индию, Югов-Восточную Азию. У нас и страна - как два континента: Ил-62 летал на Дальний Восток и Камчатку, а также был прямой рейс Москва-Токио.
В настоящее время ИЛ-62 не задействованы в гражданской авиации. В мире осталось 22 самолёта: 11 в России, 4 в КНДР, по 2 на Украине и в Иране и по одному в Судане, Гамбии и Ливии. Остальной выпуск распределяется так:
разбилось — 18 (всего аварий, повлекших списание, — 23; см. ниже)
разрезано на металлолом — 178
на хранении — 64, из них 13 машин в качестве музейных экспонатов, кафе, ресторанов, памятников.
О надежности самолета говорит хотя бы тот факт, что Ил-62 до сих пор используется в ВВС, МЧС и авиаотряде "Россия".
Гость: В 80-х, еще учась в школе, летели группой на экскурсию в Ленинград из Владивостока. Причину не знаю, но сели в Риге. Удалось заглянуть в кабину пилотов. Вот где счастье было для пацана!Хоть и сидел в конце салона, но было тихо и жутко интересно. Жаль бортпроводниц, доставили им беспокойства (попробуй проследить за детьми!). Самые лучшие воспоминания об этом самолете и экипаже.
Гость: Хороший самолёт, последний раз летал в далёком 1992г. только положительные воспоминания. Мне всегда 62-й нравился больше чем ту-154. Жаль что наш авиапром потихому закис и практически перестал существовать. Сейчас на многих аэродромах илы уныло стоят в отстойниках готовые уйти в утилизацию, а летают и возят пассажиров боинги и эрбаасы некоторые из которых ещё старее илов!!!
Впечатления от ИЛ-62 посетителей форума сайта www.airlines-inform.ru (Орфография и пунктуация - авторские)
Не могу быть равнодушным. Илы, в гражданской авиации всегда отличались высокой надежностью. Вспомним Ил-18. Они были очень красивы. Несколько раз летал на Ил-62 в оссажиром из Хабаровска в Москву и обратно в 90-ых. Считаю, это был наш лучший советский дальнемагистральный гражданский самолёт.
Не летал на ИЛ-62. Но если он такой хорош- почему не в строю? Не модернизирован? 8 тонн керосина в час !- МНОГОВАТО! Очень! Почему не модернизировала СТРАНА КОСМИЧЕСКАЯ? Где нужные двигатели на него? Экономичные! Чем же он тогда хорош? Обанкротил СССР? Очень жаль!
Я полетел на Ил-62 впервые в декабре 1983 года. он только стал эксплуатироваться на линии Москва-Якутск. я специально из Питере полетел в Москву, чтобы сесть на этот самолет. хотя был прямой рейс из питера в Якутск. правда на Ту, с дозаправкой в Челябинске и Братске. Самолет мне очень понравился! однако, когда прилетели в Якутск, самолет стал снижаться и уже увидели дым из труб котельных города, но вдруг лайнер взял резко вверх… сидели в недоумении минут 10. потом нам объявили, что через 15 мин. наш борт произведет посадку в аэропорту Магадана…мы стали переспрашивать — может ошиблись, может это аэропорт Маган? (это запасной аэропорт города Якутска — если нет погоды в основном аэропорту, то сажают без проблем в Магане. но оказалось, что для Ил-62 там не хватает полосы… ближайший — Магадан. Вот так я побывал в солнечной Магадане… ой сидели там — двое суток… через каждые 15 мин вылетали маленькие Яки в Якутск… а мы не могли — багаж то в Иле… но это уже другая история…