10/12/13

7 главных русских клоунов

Цирк без клоуна – не цирк. 10 декабря, в день рождения легендарного Карандаша, вспомним о семи самых ярких представителях солнечной профессии, своим мастерством создававших эмоции и настроение.

1
Михаил Румянцев

Знаменитый советский клоун, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР родился в Петербурге в далеком 1901 году. В 13 лет Миша поступил в школу Общества поощрения художеств, но учился без интереса. Зато проявил талант в рисовании и с 1922 по 1926 год писал плакаты для городского театра, афиши для кинотеатров, а затем и цирка. В очередных гастролях Михаил знакомится с Мэри Пикфорд и Дугласом Фербенксом, повлиявшим на дальнейшую судьбу артиста – будущий Карандаш поступает в школу циркового искусства, в класс акробатов-эксцентриков. Так началась карьера звезды. С 1928 Карандаш начал появляться на публике в образе Чарли Чаплина, а с 1936 года работал в Московском цирке. Его выступления отличались сатирой и динамичностью, обязательным использованием тематики актуальных событий. Всего Карандаш проработал в цирке 55 лет и в последний раз вышел на манеж за две недели до своей смерти.

2
Казимир Плучс

Представитель циркового жанра «Белый клоун», работавший под псевдонимом Роланд, родился 5 ноября 1894 в окрестностях города Двинска. С 1910 года Казимир становится участником акробатической труппы «Римские гладиаторы», а с 1922 начинает выступать в излюбленном жанре. Роланд работал с такими артистами как Коко, Анатолий Дубино, Савелий Крейн, Евгений Бирюков и в паре с комиком Эйженом. В 1955 году он сыграл привычную для себя роль «белого клоуна» в фильме «За витриной универмага», но в титрах указан не был. Через два года после выхода фильма Казимир Петрович покидает арену цирка и всецело посвящает себя литературной деятельности. Написанная Роландом в 1963 году книга «Белый клоун» стала  пособием для цирковых артистов жанра, в котором Плутчса называли лучшим из лучших.

3
Рудольф Славский

Родившийся 21 декабря 1912 года в Царицыне (Сталинград - Волгоград)  артист цирка и эстрады, режиссер и литератор, по заверению историка цирка Ю. Дмитриева, стал основоположником сюжетных номеров в театральном искусстве. Началось всё с номера для цирка "Эквелибр на свободной проволоке" - лирико-комедийной сценки "Свидание у яхт-клуба". Рудольф, человек с праздничной профессией, был участником Великой Отечественной войны с самого ее начала, а в 1945 вернулся к артистической деятельности, занявшись, кроме прочего, режиссурой и постановкой детских представлений. В 1961-80 годах был режиссером-педагогом Всесоюзной творческой мастерской искусства эстрады Маслюкова, а с 1950 года начал писать. Славский - автор-составитель 2-го издания энциклопедии "Цирк" (1979), один из учредителей Академии циркового искусства.

4
Леонид Енгибаров

Грустный шут, клоун-философ и поэт, Леонид Георгиевич обладал яркой индивидуальностью и создал собственный образ. Он окончил Государственное училище циркового искусства и выбрал не проторенную дорогу, а свою, совершенно особенную – смесь пантомимы и поэтической клоунады. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять. Многие зрители, привыкшие в цирке отдыхать, были разочарованы увиденным, большинство коллег советовали сменить флегматичное амплуа, клоун был непреклонен. Даже Юрий Никулин, изначально не воспринявший всерьез артиста «нового жанра», через три года признался: «…увидев его на манеже Московского цирка, я был восхищен. Он потрясающе владел паузой. Енгибаров, не произнося ни слова, говорил со зрителями о любви и ненависти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И все это он делал четко, мягко, необычно".

5
Олег Попов

«Солнечный клоун» родился в 1930 году и, как и большинство соратников, окончил Государственное училище циркового искусства, дебютировав на арене в качестве эквилибриста. В номерах Олега Константиновича смешивались разные, но неизменно позитивные жанры: клоунада, акробатика, жонглирование, эквилибристика, буффонада. Олег Константинович вляется Кавалером ордена Трудового Красного Знамени, лауреатом Международного фестиваля цирков в Варшаве, обладателем приза "Золотой клоун" Международного фестиваля в Монте-Карло. Многие репризы Попова вошли в классику мирового цирка ("Сон на проволоке", "Луч" и др.). Говорят, именно постоянные поиски забавного и трогательного в окружающей действительности создавали Олегу Константиновичу неповторимое «солнечное» амплуа.

6
Леонид Куксо

Человек-оркестр! Советский, российский цирковой артист, клоун, драматург, режиссёр, поэт, заслуженный деятель искусств России, автор пяти музыкальных комедий, значительного количества песен, сборника лирических стихов! Маленького Лёню впервые привел в цирк папа, и мальчик был поражен выступлением клоунов. "Здравствуй, Ле-е-еня!" – сказал на весь зал один из них, и вместо снимаемой «шляпы» в руке у клоуна остался диск с полями, а на голове сверкающая лысина. Эти воспоминания будущий артист пронесет через года. В 1937 году отца Леонида Георгиевича расстреляли, мать попала в лагеря, а сам Лёня в три смены делал ящики для мин и снарядов, - началась война. В 1946 году Куксо поступает в цирк к Карандашу, там же знакомится с Никулиным, впоследствии они выступают во множестве совместных номеров – песни под гитару, клоунада, акробатика, жонглирование!  Куксо нашел свой собственный стиль и даже придумал «боевой клич» для выхода, а его выступления, как и сам артист, отличались подвижностью и эксцентричностью.

7
Юрий Никулин

Дебютировавший в кино в 36 лет артист и преданный ассистент именинника Карандаша был поклонником циркового искусства. Любимый комик нескольких поколений зрителей,  Юрий Владимирович, родился в 1921 году в городе Демидов, позже семья перебралась в Москву. По окончании школы Никулин был призван в Красную Армию, участвовал в советско-финской и Великой Отечественной войне, был награждён медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». Забавно, что при попытках поступить в знаменитые театральные институты и училища, Никулин получал отказы с обоснованием «Отсутствие актерского таланта». Как же заблуждались в приемных комиссиях! Юрий поступил в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре, а в дальнейшем остался там работать. Никулин трудился с Карандашом два с половиной года, после чего в 1950 году творческий тандем развалился из-за рабочего конфликта, а Никулин с Шуйдиным создали собственный клоунский дуэт.  В 1981 году 60-летний Юрий Владимирович перешел на административную должность директора цирка, которому отдал 50 лет своей жизни.