На днях Петербургский Институт русской литературы РАН, в ответ на критику научных институтов Минкультом, объявил о намерении провести конференцию «Философия зайца». Мы вспомнили 7 русских зайцев, которые, без сомнения, достойны внимания ученых.
Заяц – животное не менее русское, чем, скажем, медведь. Он входит в нашу жизнь с самого детства, являясь героем многочисленных народных сказок. Это его постоянно обижают, хотят съесть, выгоняют из дома и подвергают прочим издевательствам. Как правило, заяц труслив, слаб, и надеяться может только на заступничество других зверей. Впрочем, иногда он показывает себя с неожиданной стороны. Например, в одной из заветных сказок, собранных Афанасьевым, заяц наделен не только хитростью, но и недюжинной «мужской силой».
Вообще-то, по древнейшим народным представлениям заяц, отнюдь, не такой положительный персонаж, каким он видится нам сегодня. Заяц – животное, наделенное не только особой эротической силой, но и обладающее демоническими свойствами. Заячий хвост – верный признак ведьмы. Существовали поверья, что заяц создан чертом и находится у него в услужении. Если женщине снится пойманный заяц – это к беременности и рождению сына. Также сны о зайце могли предвещать женитьбу. Образ зайца нередко возникал в свадебных обрядах. На севере существовал обряд подношения «заюшки» жениху. «Заюшка перво делали из носового платка. Вот только насадят на него бускув, бусиринок всяких светлых. Вот поставят на стол. Заюшко засыплют прениками суропными. Да там сколько денег дают. А заюшка-то жоних возьмет себе». Исследователи полагают, что «свадебный заюшка» символизировал невестину волю, которая отдавалась во владение жениху.
История, рассказанная Некрасовым в поэме «Дедушка Мазай и зайцы», давно воспринимается нами как народная. Добродушный охотник, спасший десятки «косых» от паводка, представляется образцом народной мудрости и милосердия.
В лодке поехал - их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, -
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
" То-то! - сказал я, - не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!"
Пожалуй, самый популярный советский мультфильм «Ну, погоди» полностью построен на противостоянии Волка и Зайца. Если Волк представляет собой классического советского хулигана, постоянно дымящего сигаретой и склонного к асоциальному поведению, то Заяц, напротив, герой положительный и достойный подражания. Он не пьет, не курит, занимается самими разными видами спорта, посещает культурные мероприятия. Заяц – идеальный советский гражданин, который, несмотря на все пакости, учиняемые Волком, остается победителем, милосердно относящимся к своему заблудшему товарищу.
Не одно поколение советских и российских детей завершало свой день просмотром телепередачи «Спокойной ночи, малыши!». Конечно, без зайца не обошлось и здесь. Спокойный, покладистый, рассудительный заяц Степашка – еще одно советское переосмысление народного образа. Такого зверя без раздумий приняли бы в октябрята. Между прочим, за время существования передачи, в ней использовалось почти два десятка кукольных персонажей, однако лицом программы стали самые яркие: Хрюша, Филя и Степашка.
А уж этим зайцем бывали многие. Кому не случалось бесплатно проехаться в троллейбусе или электричке? Образ зайца – хитрого, изворотливого, испытывающего страх, что его вот-вот обнаружат, отлично передает состояние безбилетного пассажира. Можно даже классиков вспомнить:
«Сердце у меня сжимается. Я тоже зайцем еду. Я всегда езжу зайцем. На железных дорогах зайцами называются пассажиры, затрудняющие разменом денег не кассиров, а кондукторов. Хорошо, читатель, ездить зайцем! Зайцам полагается, по нигде еще не напечатанному тарифу, 75% уступки, им не нужно толпиться около кассы, вынимать ежеминутно из кармана билет, с ними кондуктора вежливее и... всё что хотите, одним словом!» (А.П. Чехов, «В вагоне»)
Один из самых популярных фильмов советского кинематографа, конечно, не мог обойтись без зайцев. «Песня про зайцев» - вещает со сцены Горбунков (в исполнении Юрия Никулина) и начинает собственно петь: «В темно-синем лесу…». Эта песня уже давно обрела народный статус. История про зайцев из страшного темно-синего леса вошла в плоть и кровь русского народа, и подсказывает единственно верный путь преодоления собственного страха: «дело есть у нас – в самый жуткий час мы волшебную косим трын-траву». Вот такой он и есть – настоящий русский заяц:
«А нам все равно, а нам все равно,
Станем мы храбрей и отважней льва.
Устоим хоть раз в самый жуткий час -
Все напасти нам станут трын-трава».
Александр Славич
Глубоко.Широко. Апокрифично. Попытки издания публиковать псевдоисторические опусы завершились горкой заячьих горошин. Перейите, please, на детские сказки про зверушек. Возможно, получится.