Смеяться мы начинаем намного раньше, чем думать и говорить, но много ли мы знаем о смехе? Ученые всерьез считают, что именно смех может помочь ответить на множество вопросов о человеке и его месте в мире.
Версий, почему человек смеётся существует множество и все они имеют право на существование. Философ Джон Морелл считает, что первой функцией смеха является защитная, связанная со страхом смерти (смеются, потому что страшно). Антрополог Махадев Апте отмечает в качестве главной социальную, объединяющую функцию смеха. Эту версию подтверждают и многочисленные исследования, показавшие, что в общественных местах человек смеётся в тридцать раз чаще, чем находясь в одиночестве.
Смех часто помогает установить более доверительные отношения в коллективе и даже продвинуться по карьерной лестнице. Джон Морелл отмечает, что люди, занимающие доминирующее положение в обществе (боссы, начальники, директора) шутят чаще, чем подчиненные. Подчиненным же в данном случае остается искренне смеяться над остроумием боссов, чтобы выразить эмпатию и заслужить доверие.
Следует различать смех как таковой и юмор, поскольку смех изначально не может являться рациональным феноменом - младенцы способны смеяться в 200 раз чаще, чем взрослые, хотя очевидно, что шуток они понимать на рациональном уровне ещё не способны.
До последнего времени считалось, что смех - исключительно человеческая способность, однако последние исследования доказывают, что это не так. Способностью к смеху обладают не только приматы, наиболее близкие к человеку по эволюционному развитию, но даже крысы. Материал, опубликованный в журнале New Scientist рассказывает об исследованиях ученых чикагского Северо-Западного университета, чья научная деятельность заключается в том, что они подвергают щекотке лабораторных крыс. Исследования уже дали сенсационные результаты. Оказалось, что во время щекотки крысы издают определенные звуки на чистоте 50 килогерц, которые человек не в состоянии различить. Такие же звуки грызуны издают и тогда, когда играют друг с другом. Американские ученые всерьез считают, что эти звуки являются вариацией смеха.
Отношение религизных конфессий к смеху всегда было неоднозначным. Августин Блаженный в "Исповеди" упоминает смех около десяти раз и всегда вслед за смехом следует раскаяние. Смех в христианской традиции был табуированным явлением, с ним боролись и считали его происками бесов. Это отношение отразилось и в фольклоре. Наглядные примеры этого приводит в своей работе "Бахтин и русское отношение к смеху" Сергей Аверинцев: "Где смех, там и грех" (варианты: "Мал смех, да велик грех"; "Навели на грех, да и покинули на смех"; "И смех, и грех"; "И смех наводит на грех"). Очень характерно пушкинское:
... А девица
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха."
Смех как неуправляемая энергия также обладает "вирусным эффектом", что делает его ещё более опасным. Из века в век католическая церковь пыталась приручить смех, боролась с карнавализацией и другими проявлениями "низовой" дионисийской культуры.
В православии отношение к смеху более сдержанное, хотя борьба со скоморошеством на Руси также не отличалась лояльностью к "смеховодам". Православие различает смех светлый и темный, и если первый - сдержанный и радостный - от Бога, от чистого сердца, то второй - едкий и язвительный - суть проявление темного, бесовского начала. Архиепископ Иоанн (Шаховской) писал: "Блюдущий себя, благоговеинствующий пред тайной своей жизни, будет блюсти как всю свою жизнь, так и свой смех. Даже свою улыбку он соблюдет пред Богом. Все будет у него — помощью невидимых хранителей его — чисто и ясно".
Наука подходит к изучению смеха со всей серьезностью. Занятное исследование провел психолог Университета штата Джорджия Майкл Оурен. Целевой группе из 28 человек были показано полсотни роликов разного уровня комичности. После просмотра респондентов попросили объяснить свою реакцию на увиденное. Результаты оказались ожидаемыми: люди искренне смеялись над одними и теми же роликами, скучные же видеофрагменты вызывали у испытуемых сдержанный и неискренний смех. Это же исследование позволило выявить механику искреннего смеха. Оказалось, что человек не может искренне смеяться с закрытым ртом. Просмотр наименее комичных роликов сопровождался смехом с закрытым ртом и сжатыми губами. Вывод: если хотите продемонстрировать искренность - смейтесь с открытым ртом, но не перебарщивайте - излишне открытый рот может говорить о невоспитанности.
Особого внимания заслуживают исследования американских ученых, которые доказали, что наиболее заразительным является женский смех. Джоанна Бачоровски из Университета Корнелла и уже знакомый нам Майкл Оурен провели эксперимент, в ходе которого выяснилось, что женский смех не только является самым заразительным, но и может расцениваться как средство социальной адаптации. Бачаровски и Оурен характеризуют женский мелодичный смех как естественное средство в борьбе за выживание, он издревле используется женщинами в ситуациях, связанных с опасностью и потенциальной угрозой. Майл Оурен так прокомментировал результаты своего исследования: "Это не есть признак слабости женщины; это следует понимать как мощное оружие, сильно действующее на чувства мужчины". Интересно также, что женщины, которые смеются "некрасиво" вызывают большую антипатию, чем не умеющие "красиво" смеяться мужчины. Женский смех, вызывающий наибольшую эмпатию в обществе, характеризуется исследователями как смех, при котором голосовые связки производят звуки "ха-ха".
Все мы знаем, что смех продлевает жизнь, но не все знают, что существует даже отдельная отрасль медицины, называемая гелотологией. Во время смеха в организме человека снижается уровень стрессовых гормонов адреналина и кортизола, а количество гормона удовольствия - эндорфина - увеличивается. Кроме этого, смех обладает анестизирующим действием. Конечно, операционный наркоз смех пока заменить не может, но лечение смехом является признанной частью терапии в ведущих клиниках мира. Особенно "смешными" больницами являются больницы в Израиле, где уже несколько лет практикуется лечебная клоунада. Волонтеры, желающие лечить смехом, проходят специальное обучение и успешно работают во всех стационарных больницах Израиля. Также необходимо сказать о так называемой Каула-йоге или йоге смеха. В её основе лежит методика коллективного смеха и дыхательных упражнений. Её разработал в 1995 году индийский врач Мадан Катарья. Каула-йога, которая позволяет людям смеяться на протяжении двадцати минут "без причины", делает людей более стрессоустойчивыми, миролюбивыми и в целом здоровыми. Во время смеха человек потребляет больше кислорода, у него нормализуется артериальное давление. В общем и целом - смейтесь на здоровье!
Биохимия секса и смеха практически идентичны. Во время обоих процессов выделяются эндорфины, стимулируется множество групп мышц, а сам смех может восприниматься в качестве "безопасного оргазма". На факультете психологии и психотерапии Университета Торонто в Канаде проводились исследования, доказавшие, что у женщин во время секса и смеха возбуждаются одни и те же участки мозга. Совпадают при двух процессах также и фазы, через которые проходит человек во время секса и человек во время любовной игры, от учащенного дыхания и усиления кровообращения до последующего этапа спада и расслабления.