Каких только такси в российской столице нет: мусульманские, детские, женские, православные. Осенью, говорят, должны появиться «казачьи», управлять которыми будут бравые казаки в форме. А мы, тем временем, предлагаем вспомнить самые интересные факты из истории московского такси, благо, что и причина для этого есть.
По одним данным первые такси появились на дорогах Москвы 21 июня 1925 года. Это были 30 автомобилей «Рено» черного цвета с желтой полосой на боку. Власти выбрали эту модель в качестве официального автомобиля московских таксомоторных парков в первую очередь из-за относительной дешевизны. Правда, в неприспособленных для суровых русских зим автомобилях водитель промерзал насквозь, даже будучи облаченным в тулуп и валенки. Да и счетчик в этих авто был развернут к ветровому стеклу, так что пассажир при всем желании не мог видеть «натиканной» суммы. Но вернемся к дате: в начале осени 1907 года в новостном ежедневнике «Голос Москвы» была опубликована заметка о появлении на улицах города американского Oldsmobile, который мог бы остаться незамеченным, если бы не одно «но». На нем красовалась вывеска «Извозчик. Такси по соглашению». Вероятно, можно говорит о том, что 106 лет назад появились первые «бомбилы».
В разгар нэпа конкуренция в сфере пассажирских перевозок накалились, кажется, до предела. Лучшие места пытались «держать» сторожили – конные извозчики, а им на пятки уже наступали прокатчики - частники-автомобилисты или компании, владеющие гаражом и парком машин чаще французских, немецких или американских производителей. С одной стороны отлаженный бизнес, холеные лошади, добротные экипажи на пневмо шинах, с другой – набирающие популярность современные автомобили, маркированные желтым кругом с надписью «прокат». Сегодня вопрос о том, кто вышел победителем, риторический.
Чуть раньше, в 10-е годы наметились три вида пассажирских перевозок, которые дошли до наших дней. Первыми стали непосредственно такси, которыми именовались наемные автомобили с оплатой проезда по показаниям счетчика-таксометра. Вторыми – прокатные автомобили, в которых стоимость проезда определялась водительским предложением и пассажирским согласием или несогласием. Третьим видом стал моторный омнибус, который можно считать предком современных «маршруток» и автобусов.
В 20-е годы прошлого столетия была разработана настолько сложная система тарификации, что неопытным таксистам выдавалась «шпаргалка»: за одного пассажира один тариф, за двух – другой, за трех – третий. Поездка за пределы города – двойная оплата. Ночная поездка или провоз багажа оценивались по своим тарифам. Перед началом войны километр пути в обычном такси стоил 1 рубль, в машине представительского класса – 1 рубль 40 копеек. Если пассажир покидал пределы столицы и не планировал возвращаться, он обязан был оплатить обратный путь такси до границ города. За правильностью расчетов неусыпно следили контролеры.
Еще как ездят! Вернее, ездили. Изначально планировалось, что такси будет доступно любому рабочему человеку, при этом новый вид городского транспорта станет выгодно отличаться от уже имеющихся в первую очередь комфортностью. О комфорте, пожалуй, говорить не будем, а вот о том, что такси пришлось по вкусу москвичам, сказать необходимо. Услугами такси пользовались не только, когда возникала необходимость добраться из пункта «А» в пункт «Б», но и ради развлечения. А почему бы в свой законный выходной не прокатиться по Москве с ветерком?! Интерес публики был настолько высок, что такси практически не простаивали. Как было написано в журнале «Мотор», «по прибытии на место, они тут же занимались новыми пассажирами».
На смену первым «Рено» пришел «Форд». В 1929 году в Нижнем Новгороде было решено построить завод «Форд», для чего с американским производителем был подписан контракт. С конвейера были спущены первые автомобили, в том числе и таксомоторы, в которых отсутствовало переднее сиденье для пассажиров и отделявшая водителя и пассажиров перегородка. Из-за пестроты окраски эти машины в народе стали именоваться «сороками». Однако сами таксисты были не в восторге от перемен: «Форд» был менее надежным автомобилем, чем «Рено». У него постоянно что-то ломалось, причем по мелочам. Но наибольшее раздражение доставляли стекла, которые разбивались почти всякий раз, когда пассажир энергично захлопывал дверь.
С 1934 года в московских таксопарках стали появляться отечественные ГАЗы. Московские таксисты ждали эти машины, хотя ГАЗ не сильно отличался от своего прообраза – автомобиля «Форд», да и в плане комфортности оставлял желать лучшего. Через два года произойдет замена базовой модели ГАЗ, и в московское такси придет знаменитая «эмка». Чуть позже появятся автомобили представительского класса - синие, голубые и желтые «ЗИС-101», «Победы», а в 50-е годы «народные» «Москвичи-402» и роскошные для тех времен «Волги».
Во время войны такси в Москве не было: «эмки» колесили по фронтовым дорогам или совершали спец рейсы в черте города, например, перевозили выручку из магазинов. Кстати, знакомые всем «шашечки» появились на такси только после окончания войны, в 1947 году.
Фаина Шатрова