22 декабря 1989 года открылись Бранденбургские ворота. Граждане ГДР могли свободно получать визы и посещать Западный Берлин, ФРГ. Эйфории, чувству свободы не могли помешать мнения скептиков. Однако не всё было столь радужно.
Единая Германия получила и двойные проблемы. В первую очередь, они возникли в экономической сфере. Большую финансовую нагрузку на себя взяла западная часть. Нужны были средства на переустройство государственного аппарата, обновление производства и коммуникаций. Для этого был введен новый налог с доходов физических и юридических лиц, в дополнение к обычному подоходному налогу и налогу на прибыль корпораций. Его назвали «взнос солидарности" - Soldaritätszuschlag. Пришлось уменьшить и сумму пособий по безработице, пособий для многодетных семей. Кроме того, Западная Германия взяла обязательства по выплате внешнего долга Восточной.
Промышленность Восточной Германии к моменту объединения была не в лучшем состоянии: 20 % предприятий работали в убыток, 50 % - нуждались в срочных вложениях на модернизацию и только 30 % - были признаны рентабельными.
«Германия осталась крупнейшим торгово-экономическим партнером России, но возможности, которые были заложены в наше экономическое сотрудничество при объединении Германии, оказались в значительной мере утраченными. Объем взаимной торговли снизился, хотя правительство ФРГ поощряло ее, предоставив немецким фирмам, особенно на территории бывшей ГДР, соответствующие государственные гарантии. Только в 1992 году оно выделило для этого 5 млрд. марок в форме кредитов "Гермеса", из которых 4 млрд. - на поддержку торговли с Россией», - писал Михаил Горбачев в своей книге «Как это было: Объединение Германии».
Восточные земли отставали в своих показателях экономического роста. Потенциальный уровень бедности здесь равнялся 19 % (то есть каждый пятый), против 13 % на западе (каждый десятый). Федеральное правительство специально для развития восточных регионов выделило около двух триллионов евро за 15 лет.
Из-за системы пересчета пенсии на Западе ниже. Для сравнения: житель бывшей ГДР получал в 2010 году пенсию в размере 1060 евро, а житель западных федеральных земель - 985 евро.
Убыточные предприятия закрывали, сельскохозяйственное производство приходило в упадок. Катастрофически возросла безработица в Восточной части. Так как в Западную Германию начался поток рабочей силы, дешевой рабочей силы.
Уровень безработицы был следующим: один работающий на четверых безработных. Это сказалось и на показателях здоровья нации - уехали более молодые и здоровые. Поэтому в восточных федеральных землях чаще встречаются больные диабетом второго типа; больше, чем на западе, распространен инфаркт. А вот депрессией страдают в большей степени в западных землях.
В связи с тем, что еще в ГДР были введены обязательные прививки, на востоке реже болеют гриппом. А количество случаев заболеваний менингитом со смертельным исходом сократилось от 120 до 10 к 1990-м году, также благодаря вакцинации.
Культурологи указывают на различие менталитетов жителей восточных и западных земель. По их мнению, соскучившиеся по изобилию граждане ГДР приняли объединение страны прежде всего как возможность утолить товарный голод, а демократические ценности стали красивой упаковкой. Отношение отличалось ко многим вещам: ко времени, работе, начальству, противоположному полу. Разный политический и культурный опыт сказался и после падения Берлинской стены. Новое хозяйство, отсутствие государства-опекуна, другие социальные ценности - вот инструменты, перекраивающие менталитет.
Появились прозвища для восточных немцев - «осси» и для западных - «весси». Социологический институт в Алленсбахе, проведя опрос среди жителей западных и восточных федеральных земель, получили печальные для единой страны данные. Например, «осси» говорят о соседях, как о жадных до денег, самоуверенных и откровенных бюрократах.
Опрос 2005 года показал, что каждый одиннадцатый житель восточных земель хочет «вернуться» в ГДР. На этом фоне неутешительно выглядит растущее влияние радикальных политических партий в Восточной Германии. Неокоммунисты и неонацисты получили в 2005 году на муниципальных выборах 9-11 % голосов.
Были негативные последствия и для спортивной жизни. Особенно для любимого немцами футбола. Многие клубы теряли и свои позиции, и своих спортсменов. Например, футбольный клуб «Черни Галле» после объединения Германии сменил не только своё название, но и лишился большинства игроков. В сезон 1995-1996 гг. «Галлешер» ушёл из второго в пятый дивизион немецкого чемпионата. И только в 2012 году этот футбольный клуб смог войти в третий дивизион.
19% — это не каждый пятый, каждый пятый: 20%
13% тем более не каждый десятый, каждый десятый: 10%
если Вы лжёте по мелочам — Вам не будут верить во всём
совсем не понятно зачем в тексте эти комментарии, я думаю, что просто 19% и 13% вполне достаточная для читателя информация
Мне бы сейчас; тот уровень жизни семидесятых-восьмидесятых годов в ГДР у немцев…