В дореволюционной России были сняты сотни километров документальных и художественных кинолент, из которых до нас дошла лишь малая часть – около трехсот картин.
«Коронация Николая Второго» (1896 год)
Первый фильм, снятый в Российской империи – дело рук француза, оператора братьев Люмьер Камилля Серфа. Предварительно получив высочайшее соизволение, он снял первый в мире репортаж – о коронации Николая Второго. Правда, детище Серфа мало похоже и на репортаж в современном понимании этого слова, и тем более на фильм. За сто секунд экранного времени друг друга сменяют шесть кадров. На первых пяти запечатлено торжественное шествие императорского кортежа. На последнем, видимо, впечатлившая француза экзотичностью, колонна представителей национальных меньшинств в национальных же одеждах.
Примечателен отзыв одной из московских газет на приезд оператора: «Он (Камилль Серф. – Ред.) будет снимать все торжественное шествие въезда шаг за шагом на особой движущейся ленте, на которой снимки будут, впрочем, настолько микроскопичны, что только после увеличения их можно будет утилизировать».
Фильмы Владимира Сашина-Фёдорова (с 1896 года)
«Я изумлен, я ошарашен…
Какой нежданный инцидент!..
Кто б думать мог, что комик Сашин
Люмьеру будет конкурент!»
К сожалению, ни одного фильма, снятого актером и фотолюбителем Владимиром Сашиным, до нас не дошло. Однако сохранились отзывы – в том числе эпиграмматические – о его работах, уникальных в тогдашней России: не успел представитель братьев Люмьер поразить россиян чудом синематографа, как один из наших артистов уже снял и продемонстрировал «живые фотографии», как тогда называли фильмы.
И вправду, первые работы Сашина ближе к фотографии, чем к кино: он снимает повседневную жизнь Москвы и театрального закулисья. Постепенно Сашин становится избирательнее в сюжетах, изобретательнее. Берется и за игровые этюды. К примеру, делает ремейк «Политого поливальщика» Люмьеров.
Фильмы Альфреда Федецкого (с 1896 года)
Альфреда Федецкого к моменту изобретения кинематографа знали как мастера фотографии не только в России, но и за рубежом. Для Федецкого использование новой техники означало новые возможности, как творческие, так и коммерческие.
Перед первым публичным показом своих киноработ он устроил (может быть, первый в мире) пресс-показ: пригласил представителей харьковских газет в свое фотоателье и продемонстрировал им ленты, премьера которых была запланирована на следующий день.
Первым из снятых им фильмов было «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков». Согласно сообщению местных журналистов, длительность фильма составляла полторы минуты, однако скорость, с которой снимал хронофотограф (камера Федецкого), была 120 кадров в минуту вместо привычных для нас 25.
Все фильмы Федецкого сгорели во время пожара, произошедшего в его кинотеатре. После этого события он забросил занятия синематографом.
«Донские казаки» (1907 год)
«Донские казаки» – ничем не примечательный документальный фильм, изображающий сцены из повседневной жизни казаков и джигитовки. Однако в начале XX века его появление на отечественных экранах стало сенсацией. В то время когда обычный тираж фильмокопий варьировался в пределах двух десятков, «Казаки» были проданы 219 раз.
Причина невероятного коммерческого успеха проста. Диковинный во второй половине 1890-х, синематограф стал массовым развлечением менее чем за 10 лет. Но отечественный рынок захватили исключительно иностранные (в основном французские) компании: «Братья Пате», «Гомон» и другие. И среди фильмов, демонстрировавшихся в театрах, не было ни одного на русскую тематику. Потому фильм о казаках наделал столько шуму.
«Понизовая вольница» (1908 год)
«Затратив громадные средства и массу труда и времени, я приложил все усилия к тому, чтобы настоящая картина, как в техническом выполнении, так и в самой обстановке пьесы и ее исполнителей, стояла на том высоком уровне, какой подобает ленте, делающей эру в нашем кинематографическом репертуаре», – таков был слоган фильма «Понизовая вольница».
«Я» в слогане – это Абрам Дранков, считающийся первым российским кинематографистом. Он же стал и оператором фильма о Стеньке Разине, срежиссировал который Владимир Ромашков, причем бездарно: то, что в «сценариусе» Василия Гончарова просто и логично, в фильме смято, нечетко, сбивчиво.
Фильм состоит из шести сцен: казаки «гуляют» на лодках, «гуляют» в лесу, замышляют заговор против персидской княжны, спаивают своего атамана, показывают ему поддельное письмо княжны к принцу Гассану, и разъяренный атаман бросает княжну, как бревно, в реку. При этом на титре: «Волга матушка! Ты меня поила, кормила, на своих волнах укачивала – прими мой дорогой подарок» стоит подпись Дранкова – очевидно, как логотип его киноателье.
Что касается сценария, то с ним связан первый в российском кино спор об авторских правах.
«Усердный денщик» (1908 год)
Следующая российская игровая короткометражка – также дело рук артели Дранкова. Окрыленный успехом «драматического» произведения, он решает попробовать свои силы в комедии – но «Усердному денщику», несмотря на все его усердие, не удается повторить успех «Стеньки».
В фильме повествуется о денщике, который влюблен то ли в кухарку своего генерала, то ли в ее кушанья, но, как бы то ни было, он претерпевает из-за своей любви – одно за другим – целый ряд классических комических злоключений: то прилипает к клейкой ленте, то садится на иголку, то бьет посуду, то обрушивает на генерала шкаф.
«Драма в таборе подмосковных цыган» (1908 год)
Первая российская бытовая драма, она же – первый фильм «Торгового дома Ханжонкова» – «Драма в таборе подмосковных цыган» успеха среди зрителей не имела.
Тем не менее, в художественном плане фильм режиссера Владимира Сиверсена выглядит куда убедительнее «Понизовой вольницы»: кадры здесь лаконичнее, игра актеров продуманнее, ярче, нет «казачьего» мельтешения. А последний кадр фильма можно считать маленьким шедевром. Создателям удалось только кинематографическими средствами рассказать историю любви Алеко и Азы. Правда, скорее всего, сохранились не все сцены фильма, оттого поступок цыгана кажется немотивированным. По замыслу, Алеко женился на Азе, проиграл ее в карты, был изгнан из табора и убил возлюбленную, после того как она отказывалась бежать с ним.
Справедливости ради стоит сказать, что статистически первыми фильмами, снятыми российскими киностудиями, были документальные ленты о бегах, заседаниях Госдумы и мероприятиях с участием царя. Но одни не представляют собой большого значения, а другие требуют отдельного освещения.