Мнимая отставка главы РЖД Владимира Якунина подтвердила тезис о том, что СМИ – четвёртая власть. Новость мгновенно "пошла в народ". Зависимость жизни реальной от информационного поля подтверждается всякий раз, когда в нашу, жадную до событий жизнь, проникает очередная «утка». Мы расскажем про 7 популярных «уток», в своё время взбудораживших общественность.
Традиция распространения газетных «уток» тесно связана с первоапрельскими розыгрышами. Редакция газеты "Московская правда", видимо, уставшая от бремени своего названия, 1 апреля 1992 года опубликовала статью, в которой сообщала о планах постройки в Москве второго метро. Подчеркивалось, что это будет сделано для "рынка и соперничества" и поэтому старое метро закрывать никто не будет.
Не знаю, какая чертовщина творится в редакции газеты Irish Times, но то, что чувство юмора у её сотрудников довольно оригинальное – это точно. В 1995 году в газете вышел материал, в котором утверждалось, что руководство Диснейленда ведет переговоры с российским правительством о покупке тела Ленина. По уверениям журналистов, мавзолей вместе с телом Владимира Ильича планировали перевезти в новый Евродиснейленд.
Героями «уток» становились не только известные люди, но и элементы геральдики. В 2002 году агентство РИА Новости сообщило, что в Совете Федерации рассматривают возможность замены двуглавого орла в гербе России трехглавым. Якобы такой герб "будет более справедливым", поскольку будет олицетворять все три ветви власти - не только законодательную и исполнительную, но и судебную.
Интернет дал «уткам» новую жизнь. Свободное распространение информации позволяет создавать вирусный эффект на пустом месте. Одной из первых интернет-мистификаций стала появившаяся в 1994 году и стилизованная под сообщение Associated Press заметка, в которой утверждалось, что компания Microsoft во главе с Биллом Гейтсом покупает католическую церковь. Для убедительности приводились слова Гейтса о том, что "объединенные ресурсы Microsoft и католической церкви помогут сделать религию более доступной и более увлекательной для более широкого круга людей". Сообщение казалось настолько достоверным, что создателям Windows пришлось выступить с официальным опровержением, католическая церковь даже хотела придать делу судебный оборот.
Обратимся к отечественному опыту «шуточных публикаций». В 1988 году в «Известиях» вышла статья, в которой утверждалось, что Диего Марадона ведёт переговоры с руководством московского «Спартака». Тогдашних читателей ещё можно было ошеломить суммами контрактов футболистов. Про Марадону сообщалось, что «Спартак» был готов заплатить за него 6 миллионов долларов. Сегодня подобные «утки» уже не вызвали бы ажиотажа, но тогда новость серьёзно взбудоражила общественность.
«Утка» - это не всегда шутка и только громкий информационный повод. На ложной информации можно сделать неплохие деньги и даже «сколотить состояние». Самый яркий пример информационного кульбита продемонстрировал Натан Ротшильд 18 июня 1814 года. Ротшильд стал первым, кто узнал через свои источники о поражении Наполеона в битве при Ватерлоо и принялся спешно продавать свои акции на бирже. Для маклеров это было ложным сигналом о победе французского императора. Все принялись продавать свои акции за бесценок… агентам того же Ротшильда. На следующий день пришло известие о победе Веллингтона. Ротшильд меньше, чем за сутки заработал 40 миллионов фунтов стерлингов.
Всё чаще «утки» становятся инструментом информационной и биржевой борьбы. В апреле был взломан Twitter новостного агентства Associated Press. В микроблоге была опубликована новость о нападении на Белый дом и покушении на Барака Обаму. Ответственность за взлом взяла на себя хакерская группировка "Сирийская электронная армия". Ранее хакеры заявляли о своей причастности ко взлому аккаунтов BBC, CBS и Reuters News. Атака на микроблог привела к кратковременному падению биржевых котировок. Подобный эффект вызвала и недавняя «утка» о задержании Романа Абрамовича в США. В подобных случаях всегда возникает вопрос: «Кому это выгодно и кто на этом заработал?». Безобидные в прошлом «утки», сегодня – инструмент политического влияния.
Алексей Рудевич