Впервые в августе 1916 года британские войска во время наступления на Сомме бросили в бой 32 танка. Тогда ни о каком взаимодействии с пехотой, артиллерией и тем более авиацией речь не шла. Да и боевые качества новой техники оказались не на высоте.
Но в считанные месяцы картина на фронте станет меняться — на поле боя будут появляться все более совершенные модели танков, способных производить не только психологический эффект, но и уничтожать огневые точки, бороться с артиллерией противника, а в 1918 году произойдет первый танковый бой.
Количество новой техники будет постоянно расти. И если в первых боях участвовали единицы, то в завершающих сражениях Первой мировой войны со стороны Антанты будут задействованы одновременно десятки и даже сотни танков, а их общий выпуск превысит 9 тысяч.
Танки станут средством развития прорыва, а наиболее ярко роль этого грозного оружия проявится позже - во Второй мировой войне.
С Первой мировой войной связано и появление морской авиации. Правда, речь об авианосцах еще не шла. Самолеты базировались на специальных авиатранспортах, а взлет и посадка осуществлялась на воду.
В русском флоте наибольшей известностью пользовались авиатранспорты "Орлица" и "Алмаз" (бывший крейсер 2-го ранга, уцелевший при Цусиме). Первоначально использование морской авиации планировалось в разведывательных целях, но вскоре гидросамолеты стали использоваться и для нанесения ударов по надводным целям и береговым сооружениям.
Первая успешная атака самолета-торпедоносца состоялась 12 августа 1915 года, когда английским гидросамолетом в результате пуска торпеды был потоплен турецкий транспорт в заливе Ксерос вблизи Дарданелл.
Среди успешных действий русской гидроавиации на Черном море следует отметить удар по порту Зунгулдак, где 24 января 1916 года русскими гидросамолетами был потоплен пароход водоизмещением 7000 тонн, несколько небольших судов, повреждена железнодорожная станция и портовые сооружения.
Первая мировая война связана и с созданием первого русского автомата системы Федорова. В условиях окопной войны длинные винтовки с большой дальностью стрельбы были не всегда удобны. Требовался образец, сочетавший скорострельность и небольшие габариты. Особенностью автомата Федорова является то, что он создавался не под промежуточный, а под винтовочный патрон японской винтовки Арисака калибром 6,5 мм.
Такие патроны в огромном количестве поставлялись в Российскую империю. Оружие оснащалось магазином на 25 патронов. Автомат Федорова впервые прошел боевые испытания на Румынском фронте, однако наладить широкое производство оружия удалось намного позже, уже после Гражданской войны. Всего было выпущено более 2300 единиц. Последний случай применения автомата Федорова отмечен в ходе Советско-финской войны под Выборгом.
Быстрая переброска на мобилизованных в Париже таксомоторах войск на передовую в битве на Марне показала эффективность и необходимость использования автомобильного транспорта в армии.
До Первой мировой войны все зависело от того, насколько слаженно будет действовать железнодорожный транспорт. Но в условиях отсутствия густой сети железных дорог, вся тяжесть переходов и перевозки грузов в прямом и переносном смысле ложилась на плечи солдат и гужевой транспорт.
Использование автотранспорта решало многие проблемы армии, повышая ее мобильность. В то же время Первая мировая война, благодаря выгодным заказам, дала колоссальный толчок в развитии автомобилестроения и способствовала становлению ряда будущих автомобильных гигантов.
Первая мировая война связана и с первым появлением химических войск. Первая же немецкая газовая атака под Ипром показала эффективность и опасность применения нового оружия. Как следствие, с появлением отравляющих газов начинают создаваться и средства защиты, подразделявшуюся на коллективные и индивидуальные. Коллективная защита состояла в создании укрытий и убежищ, а индивидуальная - в обеспечении военнослужащих противогазами. Первоначально химические войска состояли из небольших отдельных подразделений, а в дальнейшем появились целые полки и бригады.
У России не было «русских» гидросамолетов. Кроме «Ильи Муромца», количество произведенных экземпляров которого явно преувелично с 2-3 в некоторой особенно лживой литературе зачастую до 300 шт., остальные самолеты производились по лицензии западных аналогов и являлись настолько устаревшими, что на фронтах от них толку было никакого, кроме разведки. Только храбрость русских солдат спасала Россию и ее бездарную ни на что не способную элиту от тотальных поражений. Героические «прорывы» за которыми следовали немецкие окружения русских войск из-за отсутствия координации и разумности командования, традиционно более озабоченного орденами и благосклонностью чем русскими солдатами, по словам героя 19 века Скобелева «солдат не жалеть, русские бабы еще нарожают». Шутка ли, число русских пленных превышало количество 1941 года во второй мировой войне,когда армия была в три раза больше.
Спорить о том как называть самолеты Российской империи не буду, как и, например, крейсер «Варяг», построенный в США. А вот в плане соотношения пленных вопрос меня заинтересовал. Вы сравниваете, как я понимаю, общие потери пленными для России во всей Первой мировой войне с потерями Красной Армии за 1941 год. Насколько правомерно так сравнивать? -наверное нет, а вот по поводу численности армий могу возразить. На момент окончания мобилизации и начало большой войны по всей линии Восточного фронта численность русских войск составила 5 млн. 338 тыс. чел. На июнь 1941 г. численность Красной Армии 4 млн. 800 тыс. то есть величины сопоставимые. Времени на проведение мобилизации и последовательное развертывание сил, как было в 1914 г. никто не давал и боевые действия сразу с 22 июня развернулись в огромном масштабе…. так что цифры отличаются не в разы, но повторюсь предложенная Вами система сопоставления изначально с научной точки зрения не точна….
В статье написано про «автомат» Федорова. Насколько мне известно, классификацию автоматического оружия осуществляют исходя из типа патрона. Ни во время Первой мировой, ни во время Второй автоматов не существовало. Было автоматическое оружие под пистолетный патрон (пистолет-пулемет, например ППШ — пистолет-пулемет Шпагина) и более мощный винтовочный патрон (оружие значительно прибавляло в весе). Разработки промежуточного патрона затормозила Вторая мировая, и первый, принятый на вооружение автомат, появился после нее: в СССР — серия АК-ХХ; в Штатах, кажется, штурмовые винтовки линейки М-ХХ.
Сеня, в плане классификации Вы правы. Но оружие вошло в историю именно как автомат Федорова и неслучайно я в заметке уточнил, что это оружие создавалось под винтовочный патрон в отличие от штурмовых винтовок (т. е. в нашей классификации автоматов). А вот в плане Второй мировой войны с Вами не соглашусь — автоматы, а не пистолеты-пулеметы все же были,хотя и в минимальном количестве. Я имею в виду «Штурмгевер» — это оружие уже действительно можно назвать автоматом
STG я действительно упустил из виду; хотя, в частичное оправдание cебе, отмечу, что он и выпускался ближе к концу войны.