08/12/24

7 самых героических подлодок в истории России

Российские подводные войска – гордость нашей страны и предмет зависти у других государств. Каждая субмарина – это не только технически совершенное устройство, которое держит в страхе противника, но настоящий герой. Остановимся на семи самых героических.

«Тюлень»

«Тюлень» – одна из самых результативных русских лодок периода Первой мировой войны. От неё требовалось нарушать коммуникаций противника в Чёрном море и препятствовать подвозу стратегических грузов в Стамбул. Для уничтожения неохраняемых судов «Тюлень» использовал артиллерию и подрывные патроны, а для атак вооружённых или конвоируемых судов – торпедное оружие. За 1915-1917 года субмарина уничтожила или захватила 8 пароходов и 33 шхуны противника, после чего оказалась в Тунисе, откуда в силу различных причин возвращена не была.

«Краб»

«Краб» – первый в мире подводный минный заградитель. Ему под силу было незаметно осуществлять минные постановки на коммуникациях противника, неся запас в 60 мин. «Краб» вступил в строй в 1915 году и активно использовался в боевых действиях на Чёрном море. Но спустя три года заградитель захватили интервенты, которые затопили его в Севастополе. В 1923 году судно подняли на поверхность, но по назначению уже не использовали.

«Пантера»

Подводная лодка вступила в строй в конце 1916 года и использовалась во время Гражданской войны в России. 31 августа 1919 года «Пантере» удалось потопить английский эсминец «Виктория». Так как под воду ушёл самый крупный военный корабль противника, то командир подлодки А. Н. Бахтин первым среди подводников в 1922 году был награждён орденом Красного Знамени. В 1923 году «Пантеру» переименовали в «Комиссар», а в 1934 году – в Б-2. С 1940 года её использовали в качестве плавучей зарядовой станции, а через 15 лет сдали на слом.

К-21

Подлодка Северного флота в июле 1942 года предприняла попытку атаковать крупнейший немецкий корабль – линкор «Тирпиц». Кроме того, на минах, поставленных К-21, погибли норвежский пароход «Бессхейм» и немецкий большой охотник за подводными лодками Uj 1110. Ещё два норвежских мотобота потопил артиллерийский огонь лодки. 23 октября 1942 г. К-21 была удостоена ордена Красного Знамени, а в 1954 году её вывели из состава флота. Но на этом история судна не завершилась. На его борту в 1983 году открыли филиала военно-морского музея Северного Флота в Североморске.

К-162

Первая в мире подлодка с титановым корпусом. Постройка обошлась бюджету в 2 млрд рублей, за что она получила прозвище «Золотая рыбка». Ввели в строй субмарину в 1969 году, а в 1971 году она установила мировой рекорд скорости под водой. На глубине 100 метров подлодка разогналась до 83 км/час. Из состава ВМФ К-162 исключили в 1989 году и в 2010 году корпус сдали на утилизацию.

К-3

К-3 – первая атомная лодка советского флота. В июле 1962 года совершила поход подо льдами Северного полюса. За 178 часов было пройдено 1300 миль и осуществлено три всплытия. Кроме того, К-3 стала первой советской лодкой, прошедшей точку Северного полюса. За такие весомые достижения субмарине присвоили почётное наименование «Ленинский комсомол». Но в 1967 году на борту вспыхнул сильный пожар, в результате которого погибли 38 человек. Из боевого состава подлодку вывели в 1987 году.

«Акула»

«Акула» – серия из шести подводных лодок, каждая из которых стала самой мощной субмариной в мире. Они в три раза по размерам превосходили американские подлодки и могли накрыть до 200 целей на расстоянии 9 тысяч км каждая. Но в соответствии с положениями договора ОСВ половину «Акул» пришлось утилизировать. Стоит отметить, что данные лодки перед распадом СССР составляли основу подводного флота государства.