Барон Унгерн - одна из самых таинственных и «культовых» фигур Гражданской войны. Буддийские ламы считали его воплощением божества войны, а большевики - "первобытным чудовищем".
Историки и биографы рассматривают Унгерна через призму «остаточных» документов, сомнительных воспоминаний и свидетельств. Контекст архивариусов рождает весьма плоский образ. Единственное, что можно заключить, что барон был человеком далеким от здравого смысла. Остальное додумывают люди, отдаваясь неукротимому течению фантазии, а сон разума, как известно, рождает чудовищ.
В конечном итоге в образе Унгерна перед нами предстает парадоксальный, а лучше сказать, «безбашенный» персонаж, этакий романтичный «отморозок». Одних это заводит, других пугает. Однако все эти «картинки» весьма далеки от оригинала. Я удивлю вас, барон Роман фон Унгерн-Штернберг по рационализму и взвешенности превосходил всех изучающих его историков вместе взятых, ни один свой шаг, свой «перформанс», он не делал на импульсе. И вот почему….
«Жизнь есть сон»
В своей встрече в Монголии с известным писателем-оккультистом Фердинандом Оссендовским, Унгерн рассказывал: «Свою жизнь я провел в сражениях и за изучением буддизма. Дед приобщился к буддизму в Индии, мы с отцом тоже признали учение и исповедали его».
Именно этот факт должен стать отправной точкой в анализе личности барона. Роман Федорович не просто был буддистом - он исповедовал очень удивительное буддийской философское учение – читтаматра, так популярное среди тибетских лам. Доктрина эта имеет сложнейшую систему логики и полагает объективную реальность плодом воображения субъекта. Иными словами Роман Федорович фон Унгерн-Штернберг, следуя учению читтаматры, должен был находиться в убеждении, что окружающий его мир является всего-навсего игрой его ума. Убедить себя в этом – является, согласно этой буддийской доктрине, первым шагом на пути к нирване, высшей форме духовного освобождения. Однако первый шаг самый сложный. Тибетские ламы, например, говорят, что главным условием для «уверования» в то, что все является сновидением, нужно просто плыть по течению жизни, довольствуясь ролью безучастного наблюдателя – без желаний, без амбиций, без целей.
И Роман Федорович, следуя этой мудрости, в свои молодые годы отдался дрейфу: военная карьера, без особых скачков, текла своим чередом, а барон в это время смотрел в глубь себя. В каком состоянии тогда находился фон Унгерн-Штернберг, можно судить по характеристике барона Петра Врангеля, которому «посчастливилось» одно время быть командиром «буддиста»:
«Оборванный и грязный, он спит всегда на полу среди казаков своей сотни, ест из общего котла и, будучи воспитанным в условиях культурного достатка, производит впечатление человека, совершенно от них оторвавшегося. Оригинальный, острый ум, и рядом с ним поразительное отсутствие культуры и узкий до чрезвычайности кругозор. Поразительная застенчивость, не знающая пределов расточительность…».
Паломничество
В июле 1913 года Унгерн вдруг выходит из дрейфа. Он подает в отставку – тогда барон был в чине сотника в 1-м Амурском полку Забайкальского казачьего войска - и уезжает в монгольский город Кобдо. Формальная цель Унгерна – присоединиться к монгольским повстанцам в их борьбе против Китая. Подобная импульсивность для человека, исповедующего буддийскую систему читтаматра, весьма удивительна. Вероятно, в основе этого поступка лежала куда более весомая причина, нежели желание помочь монголам. Вряд ли Роман Федорович так легко пожертвовал военной карьерой в Российской империи ради того, чтобы поступить на монгольскую службу. Причем в полной мере поучаствовать в освободительной войне монголов ему так и не удалось – там воцарился мир.
Согласно скудным сведениям об этом периоде жизни барона, он проводил время в изучении монгольского языка и конных ночных прогулках по степи, где любил погонять волков. Правда, другие свидетельства говорят, что фон Унгерн-Штернберг совершил паломничество в несколько буддийских монастырей и даже посетил Тибет.
Есть даже легенда, что Унгерн подал в отставку, чтобы отправиться на поиски легендарной подземной страны Агарти, которая, по преданию, находится где-то под Монголией и Тибетом. Согласно рассказам буддийских лам, там находится престол «царя мира», управляющего судьбами всего человечества.
Уже позднее писатель Оссендовский напишет, что на встрече с Унгерном он обсуждал Агарти, и тот якобы в 1921 году отправлял на поиски легендарной страны две экспедиции. Однако, чем закончились поиски «правителя судеб мира», так и осталось неизвестно.
Воплощение божества войны
Сразу же после начала Первой мировой фон Унгерн-Штернберг прервал свою монгольскую авантюру, вернулся в Россию, а затем отправился на фронт. На войне барон проявил граничащую с безрассудством отвагу, был ранен пять раз, но всякий раз смерть, оказавшись лицом к лицу с ним, вынуждена была свернуть в сторону. Один из сослуживцев барона вспоминал о нем: «Для того, чтобы так драться, надо или искать смерти, или точно знать, что ты не умрешь». Или, добавлю от себя, считать себя богом войны.
Как известно, Унгерн очень интересовался астрологией. Во времена своего высшего рассвета его окружала целая свита тибетских астрологов, без «расчетов» которых он не совершал ни одного шага.
В начале 1950-ых в одном из индийский журналов, посвященных джйотиш (индийской астрологии), была опубликована и анализирована астрологическая карта Унгерна. Астролог обратил внимание на несколько аспектов в гороскопе. Первый - это соединение Марса с так называемой планетой-призраком Раху. Под таким соединением рождаются безумные храбрецы, лишенные по природе своей страха. А самое главное – самореализация человека с такой комбинацией возможна только через войну. Второй аспект, соединение Венеры и другой «теневой планеты» Кету в 12 доме гороскопа, обещал барону «освобождение» от реинкарнаций, нирвану, уже в этой жизни.
Забегая вперед скажу, что после того как в феврале 1921 года, Унгерн освободил монгольскую столицу Ургу от китайских войск, совет местных лам объявил барона воплощением Махакалы, божества войны и разрушения, которого в тибетском буддизме почитают как защитника учения Будды. Нужно добавить, что свое «заключение» ламы делали, ориентируясь ни столько на военные подвиги Унгерна, сколько на положение планет в его гороскопе.
Как последователь буддизма барон знал, что нельзя обрести освобождение без гуру. Кто был духовным наставником Унгерна, мы не знаем. Однако свидетельства говорят, что Роман Федорович никогда не действовал, не посоветовавшись с окружавшими его ламами. Даже формальные номера приказов командира Азиатской конной дивизии тщательно выверялись нумерологическими расчетами лам.
Вряд ли гуру следует искать в окружении фон Унгерна-Штернберга. Подлинный духовный наставник находился, скорее всего, далеко от Унгерна: может быть, в каком-нибудь монгольском монастыре, может быть, вообще в Тибете. Ламы-консультанты же, по всей вероятности, были представлены к Унгерну его «сенсеем».
Именно приказом учителя можно объяснить то, что осенью 1920 года Азиатская конная дивизия Унгерна сорвалась с «насиженного» места в Забайкалье и совершила свой знаменитый рейд в Монголию. Известно, что монгольский правитель и первосвященник, «живой Будда» у монголов, Богдо-гэгэн VIII, находясь под китайским арестом, тайно переслал барону послание с благословением на освобождение Урги от китайцев. Зимой 1921 года барон взял город, сломив сопротивление китайских войск, превосходивших его дивизию в несколько раз. Вернувший себе власть в Монголии Богдо-гэгэн даровал Унгерну титул князя. Был ли он гуру барона? Вряд ли. Вскоре фон Унгерн-Штернберг отправится в поход на Советскую Сибирь, в котором едва ли был заинтересован правитель освобожденной Монголии. Это означает, что барон был «духовным чадом» какого-то другого человека, амбиции которого никак не ограничивались Монголией.
Очищение кармы
В восточных традициях – буддизме, индуизме, джайнизме - основным условием окончательного освобождения является очищение кармы, накопившейся за все предыдущие жизни. Избавление – процесс долгий, растягивающийся на многие-многие инкарнации. Однако в том же буддизме были течения, которые говорили о возможности покончить с кармой одним махом, в течении одного воплощения. Последнее возможно, если человек точно исполнит предназначение своей жизни. Его можно узнать через свой гороскоп с помощью хорошего астролога или от духовного учителя. Унгерн в последний год своей жизни открыто декларировал, что его миссия - восстановление империи Чингисхана. Именно по этой причине летом 1921 году он отправился в свой сибирский поход, свой последний рейд. Интересно, что за несколько месяцев он рассказывал, что предчувствует свою скорую смерть и чуть ли не называл точное время. Означает ли это, что Унгерн собирался восстановить империю Чингисхана за фантастически короткий срок? Или это была просто декларация, а сам барон видел свое предназначение в гибели при воплощении нереализуемой амбиции? Давайте послушаем самого Романа Федоровича, который писал в письме одному китайскому генералу:
«Сейчас думать о восстановлении царей в Европе немыслимо… Пока возможно только начать восстановление Срединного Царства и народов, соприкасающихся с ним до Каспийского моря, и тогда только начать восстановление Российской монархии.. Лично мне ничего не надо. Я рад умереть за восстановление монархии хотя бы и не своего государства, а другого».
На пороге нирваны
В августе 1921 года Унгерн попал в плен к красным. Уже через несколько дней Ленин высказал свое предложение: «Советую обратить на это дело побольше внимания, добиться проверки солидности обвинения, и в случае если доказанность полнейшая, в чём, по-видимому, нельзя сомневаться, то устроить публичный суд, провести его с максимальной скоростью и расстрелять». Троцкий, который возглавлял Реввоенсовет, хотел провести суд в Москве, на глазах «всех трудящихся». Однако «красные сибиряки» уговорили своих «старших братьев» провести трибунал в Новониколаевске (ныне Новосибирск). Остается тайной, почему Троцкий и Ленин так легко отказались от желания показать «шоу» с «кровавым бароном» на «большом московском экране».
Суд состоялся 15 сентября 1921 года, и тем же вечером барона расстреляли.
В архивах сохранились протоколы допросов Унгерна. Они очень странные: будто «комиссары» силились кому-то доказать, что допрашивали именно Романа Федоровича фон Унгерна-Штернберга. Например, барон зачем-то рассказывал на допросе о том, что несколько раз бывал у «живого Будды» Богдо-гэгэна VIII и что тот очень любит шампанское. Или еще – на вопрос о том, почему он носил вишневый монгольский халат, Унгерн ответил, чтобы «на далеком расстоянии быть видным войскам». Кстати, халат, по сути дела, был одним из главных доказательств, что арестовали и расстреляли именно барона. Другой «уликой» была фотография пленного Унгерна в этом самом халате.
Очень подозрительно выглядит и эта цитата из протокола: «Живым в плен попал вследствие того, что не успел лишить себя жизни. Пытался повеситься на поводе, но последний оказался слишком широким». Буддист, которого монголы почитали Махакалой, рассказывает комиссарам, что хотел малодушно повеситься… Похоже на шутку.
Документ с протоколом допроса заканчивается словами «На все вопросы без исключения отвечает спокойно». Пожалуй, это единственные слова, в которые можно было бы поверить.
Говорят, что барона расстреливали, целясь в грудь, чтобы затем отвезти его мозг в Москву, для исследований. Тело же зарыли в лесу, в неизвестном месте.
Интересно, что спустя годы стала гулять легенда о «проклятии Унгерна»: якобы многие, кто имел отношение к его аресту, к суду, к допросам и его казни, погибли либо в годы Гражданской войны, либо при сталинских репрессиях. На самом деле, эта «легенда», на мой взгляд, больше «работала» не на то, чтобы показать магию «кровавого барона», сколько еще раз подтвердить, что 15 сентября 1921 года «комиссары» расстреляли именно Унгерна.
Жизнь после смерти
После известия о казни барона правитель Монголии Богдо-гэгэн отдал приказ провести службы по Унгерну во всем монгольских храмах. Правда, не все верили, что барон погиб. Например, многие местные буддийские ламы прямо потешались над известием о расстреле: разве можно убить Махакалу обычной пулей?
Так, ходили слухи, что красные поймали совсем другого, похожего на фон Унгерна-Штернберга, человека, а сам освободитель Монголии ушел в один из тибетских монастырей, где медитирует и читает так называемую тайную мантру, ведущую к нирване.
А некоторые говорили, что Унгерн нашел путь в таинственную страну Агарти и ушел туда с самыми преданными соратниками – на службу к «царю мира». Наступит день, когда зло окончательно воцарится в мире, и в этот момент на сцену выйдет конная дивизия Романа фон Унгерна-Штернберга, чтобы нанести смертельный удар силам зла.
Кстати, день смерти Унгерна проанализировал и астролог в том самом индийском журнале из 1950-ых. Так вот – на 15 сентября 1921 года, согласно гороскопу барона, в так называемом «доме смерти» соединились сразу четыре планеты: Меркурий, Юпитер, Сатурн и «призрак» Раху. Все это указывало, по мнению звездочета, что фон Унгерн-Штернберг все-таки покинул этот мир именно в тот момент. Правда, тогда же в «доме врагов» соединились Солнце и Марс, главная планета в гороскопе барона. Это комбинация говорила, по мнению астролога, что Роман Унгерн не пассивно принял смерть, а, скорее всего, погиб в бою. Но разве можно доверять астрологам?...
Генерал-лейтенант Русской императорской армии барон Унгерн фон Штеренберг был и остался христианином. Буддизм он изучал, потому что это консервативное учение, то есть контрреволюционное, и его исповедывали народы в той местности, где служил Унгерн. Он был прежде всего монархистом, поэтому и освободил Монголию и восстановил монгольскую монархическую, теократическую власть. Его мировоззрение чётко раскрывается в его последнем приказе №15 перед походом из Монголию в Забайкалье. В нём он излагает кратко причины революции (как отступление либеральных верхов от Бога и подражание Западу) и обозначает цель — освобождение России от жидо-большевизма и восстановление монархии во главе с В.К. Михаилом Александровичем (об убийстве его большевиками Унгерн не знал).Унгерн, также как и Колчак были прежде всего воинами, в глубоком метафизическом смысле, русскими самураями. А все эти навороты вокруг астрологии и безумия Унгерна — пища мелкотравчатой журналистики, которую с удовольствием распространяют большевички для дискредитации Белых героев.
АЛЕКСАНДР, ПОЛНОСТЬЮ С ВАМИ СОГЛАСЕН. НЕКОТОРОЕ СОМНЕНИЕ ВЫЗЫВАЕТ ЗВАНИЕ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ.
Произведен в генерал-лейтенанты Семеновым за взятие Урги.
РОКОВОЙ 1921 ГОД В ЖИЗНИ БАРОНА Р.Ф. Унгерна — Штенберга.
«Зимой 1921 года барон взял город, (Ургу), сломив сопротивление китайских войск, превосходивших его дивизию в несколько раз. Вернувший себе власть в Монголии Богдо-гэгэн даровал Унгерну титул князя.»
«Уже позднее писатель Оссендовский напишет, что на встрече с Унгерном он обсуждал Агарти, и тот якобы в 1921 году отправлял на поиски легендарной страны две экспедиции. (видимо весна-лето). Однако, чем закончились поиски «правителя судеб мира», так и осталось неизвестно.»
«В августе 1921 года Унгерн попал в плен к красным.»
«Суд состоялся 15 сентября 1921 года, и тем же вечером барона расстреляли.
………………………………………..
«Кстати, день смерти Унгерна проанализировал и астролог в том самом индийском журнале из 1950-ых. Так вот – на 15 сентября 1921 года, согласно гороскопу барона, в так называемом «доме смерти» соединились сразу четыре планеты: Меркурий, Юпитер, Сатурн и «призрак» Раху. Все это указывало, по мнению звездочета, что фон Унгерн-Штернберг все-таки покинул этот мир именно в тот момент.»
Так была ли экспедиция по поиску предпринята бароном Р.У-Ш. или он предпочёл вероятно предсказанную ему ламами, на 15.09.21г. смерть?
Очень и очень насыщенный год в жизни барона Р.Унгерна.
Ну во-первых звание генерал-лейтенант Унгерн вызывает не сомнение, а смех. Бо в русской армии унгерн дослужился лишь до майора. Генерал майора ему дал Семёнов(что само по себе обесценивает любое чинопроизводство, поскольку производить в генералы есаул Семенов мог с тем же правом как и любой армейский унтер) перекинув через две ступени, а генерал-лейтенанта Унгерн уже нацепил себе сам.
Во вторых ни какого отношения ко Гражданской войне Унгерн не имеет, поскольку всю её просидел безвылазно в Монголии, а единственная его попытка вмешаться в боевые действия в России закончились тем, что после перехода границы РСФСР находившиеся в его отряде монголы выдали его Советской власти.
В третьих Ургу Унгерн не взял. Его попытка взять город закончилась разгромом его отряда китайцами — командующим барон был не каким, весь его план был — протаранить лбом китайскую оборону. После чего барон отошёл на 200 км. от города и развлекался поисками виновных и придумыванием разного рода садистких казней для них. Единственным плюсом штурма было то, что в ходе него был захвачен формальный правитель Монголии Богдо-геген. По этому после того как Урга была взята войсками Хатан-Батора Максаржава, Унгерн сумел пожать всю положенную победителю лаврушку. Но при этом зарвался и подложил себе под задницу хорошую мину. Провозглашение Унгерна ханом оттолкнуло от Богдо-гегена многих представителей знати, поскольку по традиции на этот титул имели право лишь потомки Чингиз-хана. А совершенно бессмысленное и топорно исполненное бароном покушение на Максаржава перекинуло этого наиболее влиятельного монгольского военначальника в стан Сухе-Батора.
В четвёртых поход в Россию уже не имел других целей, кроме ноги унести, поскольку уже земля под ногами горела. За несколько месяцев он умудрился вызвать ненависть у всех монголов, и низов, и знати и священства. Уйти в Японию через Китай у него возможности уже не было — гоминдановцы не пропустили бы. С юга давили войска Максаржава и союзных ему князцов, с северо-востока шёл Сухе-Батор. Собственное воинство барона — разбегалось — более менее он мог опереться на китайский отряд, и небольшой отряд японцев-ренегатов. Русские же части, не смотря на живодёрские казни дезертиров разбегались.
В пятых — если почитать протоколы допросов, видно что барон не пытался комиссаров ни в чём убедить. Просто врождённая, лёгкая шизофрения была доведена наркоманией(барон был законченным морфинистом) до логического конца и Унгерн просто гнал. Он например заявлял, что хотел восстановить монархию Чингиз-хана, вырезать всех евреев и рабочих, собирался устроить поход в Индию, и прочие столь же разумные заявления. Единственное что он отрицал — сотрудничество с Японией. Так что расстрел его был не столько казнью, сколько милосердием по отношению к совершенно свихнувшемуся человеку.
Андрей,если звание Унгерна вызывают смех,то что вызывает «звание» таких «военных» как Джугашвили (бандит-недоучка),Ворошилов (бездарь редчайший),Будённый (помнится и читать-писать не умел,как и армией командовать)..Собственно как и наибольшая чать командиров в РККА.
Странный посыл изначально — раз «острый ум» — значит отморозком не может быть по определению.
На самом деле отморозок не перестаёт быть отморозком лишь потому, что это сильно «продуманный» отморзок.
И большинство «активных» маньяков, и подавляющее большинство шизофреников вообще — люди весьма и весьма продуманные даже без кавычек. В том числе по той причине, что они люди, как правило, очень наблюдательные.
В определённом смысле.
Маньяком делает не отсутствие или недостаток ума.
Маньяком делает извращённость ума.
В том числе — извращённость эгоцентризмом.
Не путать с эгоизмом, хотя в общем случае одно другого вовсе не исключает.
Самопожертвование, как навязчивая идея, тоже ведь частный случай эгоцентризма.
В основе многих сектантских течений буддизма тоже лежит эгоцентризм, наиболее концентрированным выражением которого и является «тезис»: «…Вы, так вас и так, все просто моя галлюцинация…». Абсолютно и эгоцентричный, и шизофреничный по сути своей.
Тот еще подонок был . Такой же как Аркаша Голиков .
ОСОБЕННО ЕМУ НРАВИЛОСЬ НАСИЛОВАТЬ МАЛЕНЬКИХ ЕВРЕЙСКИХ МАЛЬЧИКОВ НА ГЛАЗАХ ИХ МАТЕРЕЙ И ОТЦОВ.ПРИЧЁМ ПОСЛЕ ОН ЁБ ПАПУ ЕВРЕЙСКОГО МАЛЬЧИКА НА ЕГО ГЛАЗАХ А ПОТОМ И МАМУ…..ТОЛЬКО ЗА ЭТО ЕМУ НАДО ПОСТАВИТЬ ПАМЯТНИК В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ…….
Молодцы большевики, помогли барону попасть к будде.
Думаю, он искал тоже, что и Гитлер, только на двадцать лет раньше.
Папа рассказывал, прадед его уважал, и это была суровая мужская верность. Тот рассказывал прадеду, что по летописям его род вышел от туда (обозначть район могу как Монголия, Тибет)
Белые герои? Смешно! Народные сатрапы и убийцы-монархисты. Получили по сусалам!Частично перебили их, козлов, остальных вышибли. Туда им и дорога! Ведь от тайги до британских морей Красная Армия всех сильней!!!
а красные герои разве не смешно ?
Обычный бродяга-авантюрист на развалинах Великой Империи. Из числа Грачевых, Лебедей, Табуреткиных. Судьба их интересна только в контексте развала Великой Державы. Сами по себе они без существования Империи ничего не представляют. Их жалко. Маленькие винтики рассыпавшегося механизма возомнившие себя пупам. Я плачу…..
Глупо говорить о живом воплощении махкалы возможно беркнагчена отморозком или тем более трусом убегающим от от монголов в РСФСР-если ему деиствительно дали такой титул тем более багдо геген!То ета полемика уже неуместна.Мы незнаем всей правды .Мистики некакой в его поступках нету кто знаком с тибетским ламаизмом тот знает какими качествами обладает защитник махакала . В жестокие казни им не верю!!!если он был приверженцем ламаизма то он не мог причинять страдание другим!и только титул ламы махакалы давал ему возможность убивать живых существ при етом он и ламы дольжны были ему очищать его карму ибо он некогда бы не смог достичь состояния будды!поетому он был спокоен перед смертью и даже непытался придвать себе какоилибо значимости или выпрашивать себе снисхождение-он знал что насильственная его смерть ето кармическая расплата за погубленные жизни пусть и врагов но живых существ———————наверное вы скажите ето написал морфист нарик и легкий шизофреник .пусть так но дурак кто думает что жизнь реальна но он еще больший дурак если думает что она элюзия!
тут важнее знать деиствительно ли багдо геген признал его живым воплощением махакалы или же ето самопровозглошение как с примером стивеном сигалом-етот парень провозгласил сам себя тертоном .тертон ето особое качество человека когда он может во время сна открывать терма-спрятанные в пространстве учения и реликвии великими мастерами прошлого -пример-гуру падмасамбхава!если он был признан махакалой то я склоняю перед ним колени если самозванец ну ето на его совести врядли ему ето облегчило карму!
Читая вся эту галиматью приходишь к выводу что большевиеи были правы чем все эти ламы..
Забавно читать фантастическую статью, а еще забавнее комуняцкие комментарии, которые просто шедевр невежества!
Статья написана скорее не по фактам, а по тому, как сам объект статьи себя представлял. Но при всём при том, персонаж весьма интересный. Что характерно, действительно, самореализоваться он мог только в войне, Первой Мировой, Гражданской или Монгольской — вероятно, даже не столь было принципиально… «Спокойно отвечал на допросах» — так он совершенно однозначно знал и понимал, что итог определён, после всего, что он делал — что с ним ещё могло быть… Урок всем «белым героям» — защитникам выродившихся царей, помещиков и буржуев. Ьудь хоть трижды буддистом — пуля дырочку найдёт :)