7 января 1852 года была установлена первая в русской истории рождественская ель. Сегодня ёлка - символ Рождества и Нового года, но в разное время символом чего только она ни побывала.
7 января 1852 года в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского вокзала установили огромную общественную рождественскую ель, украшенную гербами России и фигурками в русских национальных костюмах разных сословий и эпох — символ незыблемости русской истории! Незадолго до этого, в преддверии празднования тысячелетия Руси, из-за выкладок историка Сергея Соловьёва в научных кругах развернулась настоящая битва: история нашего государства могла сдвинуться на 10 лет! Но министр народного просвещения Ширинский-Шихматов, ссылаясь на мнение экспертов-историков Устрялова и Бередникова, утверждал: «...нет решительно никаких основательных причин сомневаться в годе призвания великого князя Рюрика и <...> отодвигать 10-ю годами назад эпоху тысячелетия Российского государства». Государь Николай I вынес вердикт: «Того мнения и я, ибо так учен был в свою молодость, и слишком стар, чтоб верить другому».
Первая советская общественная ёлка тоже была в Питере, в Михайловском артиллерийском училище 31 декабря 1917 года. Однако с 1925-го началась борьба с религией и в 1929 году Рождество отменили. Гонения продолжались до 1935 года, когда советские идеологи отвергли «свободу любви», разлагавшую молодёжь, и стали пропагандировать традиционные семейные ценности. Ёлку предложили считать не рождественским, а новогодним атрибутом. По инициативе члена Президиума ЦИК СССР Постышева в Харькове был организован роскошный новогодний утренник. Дети были в восторге! Секретариат ВЦСПС решил: «Поскольку Новый год стал всенародный и празднуется трудящимися, его нужно узаконить».
Когда в 1937-м Каганович спросил у Сталина: «Где будем ставить главную ёлку?», тот ответил: «У нас все ёлки главные». Все — так все! Из парашютистов агитэскадрилий срочно сформировали отряды Дедов Морозов, которые высадились даже в самых недоступных уголках страны. В канун 1938 года в населённые пункты СССР тоже выехали агитпоезда, агитмашины, аэросани, вылетели самолёты, отправились лыжники и даже спецкурьеры на оленьих упряжках. А в столице установили две огромные ёлки: в ЦПКиО им. Горького и на Манежной.
1 января в Доме Союзов состоялся первый бал-карнавал отличников учёбы у 15-метровой ели, на которой сверкали 10 тыс. ёлочных украшений с рабоче-крестьянской и коммунистической символикой. На верхней площадке лестницы — сказочной горы, стоял краснозвёздный самолёт, в зале Арктики дети благоговейно замирали перед огромной моделью ледокола. В других залах их ждали живые звери из зоопарка, герои сказок и советских детских книг, аттракционы. Сценарии для этих праздников писали лауреаты Сталинских премий Лев Кассиль и Сергей Михалков. В финале открывался огромный портрет Сталина, а Дед Мороз со Снегуркой пели:
В дружный круг у ёлки встанем
И споём со всей страной:
— Славься, наш великий Сталин!
Славься, Сталин наш родной!
Радостным и ярким был новогодний праздник победного 1945-го! В центре Колонного зала высилась 26-метровая ель. Дедом Морозом был популярный артист Мосэстрады С. Преображенский. На главной лестнице юных гостей встречали ряженые, игравшие на музыкальных инструментах. Особенно нравился ребятам заячий оркестр: «зайцы» вместо труб играли на морковках! В фойе манили аттракционы: качели, «чёртово колесо», карусель, наяривал кукольный джаз под руководством смешного дирижера Гуталин Гуталиныча. На спектакле, где злобный Гитлер хотел захватить весь мир, а советские солдаты кололи его штыками, дети кричали «ура!» и в восторге вскакивали с мест...
В 1954-м, после смерти «отца народов», новогодняя ель дерзко ворвалась в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. После постройки Дворца Съездов новогодний праздник стали проводить там. Но даже во время «оттепели» представления были очень политизированы: в числе главных персонажей фигурировали Рабочие, Крестьяне, Большевики и Белогвардейцы. Только через 10 лет для разработки концепции Кремлёвской ёлки привлекли молодых сценаристов и режиссёров студенческого театра «Наш Дом» Успенского, Курляндского и Хайта — и представление стало весёлым, сказочным.
В 70-х креативную команду оттеснили партийные бюрократы. Москвичка Сафонова вспоминает свой поход на кремлёвскую ёлку тех лет: «Это был странный праздник. Нам не разрешалось ни бегать, ни шуметь. Строгие женщины (их было очень много, и все в одинаковых мрачноватых костюмах цвета сырой глины) строили нас в пары: «Ребятки, ребятки, идём ровненько, не перегоняем, не отстаём!» Под их руководством мы чинно водили хоровод, по просьбе Деда Мороза спели вечную песню про ёлочку, и — «Парами, парами!» — отправились получать подарки». Зато «кремлёвские подарки» были что надо: дефицитные конфеты, золотые медальки-шоколадки, мандарины... В 70-х подарочные коробки были в виде башен Кремля, а в 1982 г. — в виде книги «Конституция СССР» (в честь 60-летия образования СССР).
Сегодня ёлка снова — дерево вертепа, под которое складывают подарки волхвы, пришедшие поклониться новорожденному младенцу Христу. Больше всего москвичи полюбили ёлки в Зале Церковных соборов храма Христа Спасителя. Уютный зал с роскошными креслами нарядно убран, в фойе — забавы, конкурсы, развлечения, детский смех. А уж ёлка-то как хороша! И хороводы вокруг неё, и игры, и пляски... Праздник длится 6 часов, спектакль-сказка — трогательная, добрая, светлая рождественская мистерия.